Комментарий
17 Сентября 2012 11:46

Басня без морали

Михаил Бударагин публицистМихаил Бударагин

Михаил Бударагин
публицистМихаил Бударагин

Мораль - это без преувеличения политический нерв наступающих новых времен, которые, я думаю, расквитаются со всеми нами за всю нашу несерьезность. 

Очевидный факт, во-первых, состоит в том, что значительная часть российского общества требует морали, не желая больше никакой тонкой неопределенности. А, во-вторых, в том, что необходимо в этом требовании разобраться, деконструировать его, понять и, наконец, простить.

Простить, потому что просящему будет дано, и правила звериной серьезности по отношению ко всему, что можно или нельзя, обязательно восторжествуют, да так, что хватит всем с лихвой. Сейчас мы еще в самом начале конструирования новой отечественной правды жизни, но основной ее рисунок уже понятен вполне.

Главное свойство того, что разнообразные консерваторы (речь идет в данном случае не о профессии, а о самоощущении) хаотично пытаются продать нам под видом непреложных ценностей, состоит в автоматизме любого чувствования, в невозможности оставаться нормальным, чувствуя что-то не так, как надо. В этом автоматизме сходятся все наши давние сюжеты: школьное образование с его культом непререкаемых авторитетов (больше всех пострадал Пушкин, ненависть к которому ученикам прививают настойчиво и планомерно), тюремная помесь сентиментальности с жестокостью, любовь к вещам и к людям, которые должны, как вещь, занять свое место.

Если ты вообще умеешь что-то чувствовать, то будь добр расписаться вот здесь и вот тут и по вторникам утирать слезы с натруженных щек.

Этот стон об установлении морали, что у нас снова песней зовется, обращен к начальству (причем, чаще всего - вообще любому) потому, что никаких особых ценностей само общество выработать не в состоянии. Оно мечется, как чеховская Душечка, от слезливого преклонения перед силой к не менее слезливому жалению слабого, которого побил все тот же сильный. Оно спинным мозгом чувствует свою ежедневную бытовую бессмыслицу, свою развращенность нежеланием думать о сложном, свою гадостную, животную ненависть ко всему, что не похоже на него самого, и здесь нельзя обойтись без мандата, да без такого, чтобы всем мандатам мандат. Неврастенику ведь почти всегда нужен кто-то, кто успокоил бы его какой-нибудь заведомой белибердой.

Чувствование - когда ты умеешь не стыдиться того, что в какие-то моменты (самые неожиданные, просто так, без особой причины) тебя охватывает легкое и острое ощущение стесненности дыхания - опасно для общества, в первую очередь, своей  маркетологической непредсказуемостью. Если ты даешь в прокат фильм о свадьбе, то можешь быть уверен в том, что барышни всех возрастов придут смотреть на платье, плакать и восхищаться - это можно продать. Если ты оформляешь кафе в семейном стиле, с занавесочками и плюшевым тигром на подоконнике - это продать еще легче. 

А если, скажем, кто-то стоит в метро, читает на память, про себя, Тарковского и проезжает свою остановку - как и кому ты это продашь? Что вообще с этим делать? И ведь не то, чтобы человек, который с Тарковским чем-то принципиально лучше барышень на фильме о свадьбе, но ведь и барышням-то обидно: они же - тоже искренне, чем они хуже-то? 

Вот именно поэтому человека с Тарковским хорошо бы поставить в какие-то рамки. Не хочет умиляться свадьбе - пусть умиляется крепкой мужской дружбе двух смелых копов, пусть сострадает герою-одиночке, который спасает земшар, пусть сочувствует угловатому подростку, который шьет себе костюм человека-паука.

Рюкзаки, стилизованные под человека-паука, отлично идут, кстати. 

Чтобы победить эту мораль, которая смотрит на нас из витрин мега-, гипер-, гига- и еще каких-нибудь моллов, нужен проповедник масштаба Ницше, но взяться ему, похоже, пока неоткуда, поэтому единственное, что остается всем тем, кто не умеет чувствовать автоматически, - затеряться в какой-нибудь своей глубочайшей частности, чтобы воспитать там вместо морали - нравственность, то есть умение не думать о своей искренности слишком многое, не тосковать о чужой, придуманной «настоящести» и не любить из чувства скуки, необходимости или потому, что кто-то в детстве рассказал тебе что-то о любви.

Подозреваю, что бить за все это начнут еще очень не скоро: общество наше медленное, можно еще успеть пожить так, как считаешь нужным, а не так, как скажет тебе коллективная пенсионерка Мария Ивановна, у которой будет айпад, борода, ведро духовности и мандат на то, чтобы бить тех, кто не верит в ее накануне изобретенные вековые устои. 

25 Декабря 2017 Анонс
Предвыборный съезд эсеров
 Предвыборный съезд эсеров 25 декабря состоится предвыборный съезд партии «Справедливая Россия».Лидер партии Сергей Миронов еще в апреле заявил, что готов баллотироваться в президенты, если съезд выдвинет его.  Однако эксперты считают, что партия может отказаться от выдвижения своего кандидата и поддержать Владимира Путина.
14 Декабря 2017 Новости  «Справедливая Россия» может пропустить президентские выборы Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов не будет выдвигать свою кандидатуру на выборах президента России. Этот вопрос решен «на 99%», рассказали источники «Ведомостей». Первый зампред фракции справедливороссов в Госдуме Михаил Емельянов в беседе с «Актуальными комментариями» отметил, что партия будет в любом случае участвовать в выборах, а на съезде определится с форматом. 22 Декабря 2017 Анонс
Предвыборный съезд «Единой России»
 Предвыборный съезд «Единой России» 22 декабря в Москве начнет свою работу XVII Съезд «Единой России». Не исключено также, что на съезде может быть выдвинут кандидат в президенты от партии власти. Партия готовится к двум избирательным кампаниям — в марте 2018 года и циклу Единого дня голосования в сентябре.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".