Белорусов предостерегают от Абхазии
Белорусский МИД предостерег граждан республики от въезда в Абхазию и Южную Осетию со стороны России и посоветовал им ориентироваться исключительно на грузинское законодательство, напомнив об уголовной ответственности. По факту это означает косвенное признание территориальной целостности Грузии. Таким образом, признание Сухума и Цхинвала со стороны Минска вновь откладывается на неопределенный срок, хотя до начала «молочной войны» Лукашенко уже говорил об Абхазии как о государстве, напоминает "Взгляд".
Министерство иностранных дел Белоруссии посоветовало своим гражданам, которые хотят посетить Абхазию или Южную Осетию, соблюдать именно грузинские законы. Таким образом, Минск косвенно признал территориальную целостность Грузии или, как минимум, вновь дал понять, что не собирается в ближайшем будущем признавать независимость Сухума и Цхинвала, как это сделали ранее Россия и Никарагуа.
Так, по словам начальника главного консульского управления МИДа Александра Лукашевича, белорусы должны въезжать в Абхазию и Южную Осетию только со стороны Зугдидского и Горийского муниципалитетов Грузии. При этом Лукашевич отдельно подчеркнул, что проникновение на территорию Абхазии и Южной Осетии со стороны других стран, в том числе и России, «запрещено уголовным законодательством Грузии и уголовно наказуемо».
Александр Лукашенко в полной мере использует статус Белоруссии как промежуточной страны между Россией и Евросоюзом. Безусловно, он держит в уме фактор политического потепления отношений с Брюсселем, что наиболее заметно проявилось осенью прошлого года.
Несмотря на то, что в новый парламент республики не прошел ни один кандидат от оппозиции, европейцы не стали прибегать к традиционной для такого случая правозащитной риторике. Далее последовало смягчение режима санкций в отношении белорусских чиновников, а позже – и включение республики в программу «Восточное партнерство» в обмен на непризнание независимости Абхазии и Южной Осетии. Однако проблема заключается не в том, проявит ли Минск «братскую» солидарность с Москвой по территориальному вопросу.
Пробуксовка с признанием Минском независимости двух кавказских республик уже давно перестала волновать российское руководство – формирование новых политико-экономических и военных контуров в Закавказье идет активно и без поддержки из Белоруссии. Проблема заключается в том, что в нынешних условиях ей от России нужно две вещи – кредиты (желательно, безвозмездные) и льготные условия предоставления энергоносителей. В ответ российская сторона ждет от Белоруссии открытия доступа к акциям предприятий реального сектора, на что белорусы отвечают отказом. Хрупкость гарантийных обязательств, которые, вопреки бизнес-логике, базируются на оскорблениях и публичном игнорировании «оливковой ветви», серьезно отодвигают перспективу российско-белорусского компромисса. Но дело еще и в том, насколько далеко Евросоюз готов зайти в своей поддержке Белоруссии. Субсидирование белорусской экономики может носить разовый характер, до тех пор пока вновь не будет актуализирован вопрос о положении с правами и свободами человека в этой республике. В то же время Минск продает свою продукцию сельского хозяйства в Россию на долгосрочной основе, а это более устойчивый источник поступлений в национальный бюджет, нежели разовое европейское кредитование. Однако пока Брюссель не снял с повестки дня вопрос о финансовой помощи Белоруссии (а судя по программе «Восточное партнерство», в ближайшее время и не снимет), политическое лавирование Александра Лукашенко между двумя центрами сохранится.