Статья
1215 21 июня 2010 13:16

Белоруссию ограничили в газе

Российский концерн «Газпром» продолжает консультации с белорусскими коллегами, но их смысл не меняет требований российской компании по погашению долга.

Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов сообщил журналистам: «Делегация белорусской стороны, в том числе генеральный директор «Белтрансгаза» Владимир Владимирович Майоров, находится в «Газпроме», по телефону продолжаются контакты и с правительством Белоруссии. Но это именно «контакты», так как предмета для «переговоров» нет, ведь вопрос только один - погашение долга».

Белоруссия в одностороннем порядке в 2010 году платит за газ по цене 2009 года - $150 за 1 тыс. кубометров, в то время как по контракту фактическая средняя цена в январе-апреле составила $174 за 1 тыс. кубометров. «Газпром» опасается, что из-за сложившейся ситуации долг Белоруссии за газ к концу года может достигнуть $500-600 млн.

Из-за того, что на прошлой неделе этот вопрос не удалось решить путем переговоров, с понедельника «Газпром» начал снижение поставок в Белоруссию.

В свою очередь министерство энергетики Белоруссии подтверждает готовность обеспечить бесперебойный транзит газа через территорию республики.

«Российский «Газпром» с 10 часов утра ввел ограничение поставки газа на 15%. В этих условиях министерство энергетики предпринимает действия и вырабатывает соответствующие меры, направленные на обеспечение газо-энергоснабжения в условиях ограниченной подачи газа для обеспечения бесперебойного транзита», - сообщила агентству «Интерфакс-Запад» пресс-секретарь Минэнерго Людмила Зенькович.

По ее словам, в Минэнерго, Белтрансгазе и Белтопгазе создаются оперативные штабы, координирующие работу по возможному ограничению поставок отдельным внутренним потребителям и частичному переводу энергосистемы на резервный мазут. В частности, установлено круглосуточное дежурство и мониторинг ситуации каждые два часа.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер ранее заявил, что с 10:00 21 июня Россия ввела режим ограничения поставок газа в Белоруссию на 15% с последующим поэтапным увеличением этого объема до 85%.

«Темпы снижения [поставок] зависят от конструктивности переговорной позиции белорусской стороны и готовности решать проблемы, связанные с долгом», - пояснил Агентству газовой информации официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов.

Российская сторона оценивает задолженность Минска за поставки газа в $192 млн.

Объем годового транзита в Европу через газотранспортную сеть Белтрансгаза составляет 15-16 млрд кубометров, через белорусский участок газопровода «Ямал-Европа» - около 33 млрд кубометров.

Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что с 10:00 21 июня Россия ввела режим ограничения поставок газа в Белоруссию на 15% с последующим увеличением этого объема до 85%. Заявление Миллера было показано в утреннем выпуске новостей телеканала НТВ.

«Закончился отведенный срок - пять дней, который был дан белорусской стороне для урегулирования вопросов задолженности за поставку российского газа», - сказал Алексей Миллер.

«Задолженность не погашена, и с 10 часов утра московского времени 21 июня 2010 года вводится режим ограничения поставки российского газа в Республику Беларусь на 15% от объемов плановой суточной поставки газа с постепенным выходом на уровень ограничения до 85%, пропорционально задолженности», - заявил глава «Газпрома».

«Начали с 15% с тем, чтобы «лесенкой» выйти на ограничение в 85%. Темпы снижения зависят от конструктивности переговорной позиции белорусской стороны и готовности решать проблемы, связанные с долгом», - пояснил Агентству газовой информации (АГИ) официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов.

Ранее утром президент России Дмитрий Медведев на рабочей встрече с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером предложил доложить, как идет работа по переговорам с Белоруссией в отношении долга за поставки газа и каковы результаты этих переговоров.

«Белоруссия признает долг за газ, но предлагает оплату произвести машинами, оборудованием и разными другими товарами», - сообщил Миллер главе государства. Таким образом, переговоры закончились ничем.

Дмитрий Медведев подчеркнул, что в соответствии с российским законодательством, иностранные платежи могут приниматься только в иностранной валюте, иначе это противоречит закону. «Газпром» ничем не может принимать оплату за долг, ни пирогами, ни маслом, ни сыром, ни другими средствами платежей», - сказал президент.

Он предложил переговоры продолжить, «но, по всей вероятности, «Газпрому» придется принимать какие-то решения».

«Что предлагает в связи с этим сделать «Газпром»?», - задал вопрос Медведев.

Алексей Миллер подчеркнул, что «в соответствии с контрактом «Газпром» должен ввести ограничение поставок газа пропорционально объему долга».

«С какого времени?», - спросил президент. «Вероятно, это будет в ближайшее время», - отметил Дмитрий Медведев.

Миллер сообщил, что «Газпром» будет предпринимать эти шаги «с утра сегодняшнего дня».

Президент сказал: «Приступайте тогда к соответствующей процедуре, сохраняя взаимодействие с белорусскими партнерами и побуждая их к исполнению договора и в соответствии с теми правилами, которые существуют у «Газпрома» с иными контрагентами».

Дмитрий Медведев отметил, что необходимо «ввести в действие решение «Газпрома» с оповещением наших контрагентов об этих решениях. С контрагентами, которые так или иначе связаны с этими шагами».

«А с Белоруссией продолжить консультации в соответствии с теми условиями, которые мы с ними согласовали», - добавил президент.

Миллер сообщил президенту, что «Газпром» будет вводить эти меры «постепенно, по суткам, и пропорционально объему долга».

В заключение беседы Медведев сказал, что «Газпром» должен действовать в соответствии с договорами и исходя «из нашего понимания партнерских отношений и тех проблем, которые существуют».

«Но, тем не менее, необходимо отстаивать интересы российских потребителей и в конечном итоге российского государства», - подчеркнул глава государства.

При сокращении поставок газа Белоруссию европейским потребителям не стоит опасаться повторения длительного кризиса, подобного украинскому, сообщил Агентству газовой информации (АГИ) источник, близкий к «Газпрому».

«У «Белтрансгаза» нет такой гибкости, какой обладает НАК «Нафтогаз Украины», перераспределить ресурсы внутри системы нет возможности, они будут вынуждены договариваться и договариваться быстро», - сказал источник.

Как сообщалось, после начала газового кризиса 2009 года Украина перевела газотранспортную систему «Нафтогаза» в автономный и реверсный режим. Газ из гигантских подземных хранилищ на западе страны поставлялся в газотранспортную систему Украины, основные потребители которой находятся на Востоке.

Комментарии экспертов

Сложно сказать, чем закончится эта ситуация. Чтобы понять, чем закончится, мы должны залезть в головы как минимум двум президентам, а голова одного из них (Лукашенко) - очень непростая. Если мы рассмотрим голый язык цифр, то Лукашенко такого противостояния долго не выдержит.

Юридически понятно, что у России было право требовать этот долг. Когда в качестве аргумента говорят, что «это такая смешная сумма» - представляете, вам должны денег, а вместо того, чтобы заплатить, говорят: «Слушай, такая сумма смешная. С чего я должен тебе её платить? Давай как-нибудь закроем глаза». Сегодня – 192, а завтра – 500, 600… Где та грань, при которой можно требовать в жёсткой форме, а при которой - нельзя?

Но я не удивлюсь, если Лукашенко пойдёт на принцип и будет уничтожать свою экономику. Я помню его истерики в своё время - были же такие проблемы. Он вопил, что заберём деньги у ветеранов войны, у блокадников и отдадим этим русским, они негодяи и т.д. Президент Белоруссии - очень эмоциональный человек, и в этом плане способен на любые фокусы.

Зимой у нас была похожая история с нефтью. Мы тогда достигли соглашения, но нефти на заводах осталось на 4 дня. Тогда Лукашенко пошёл на компромисс. Но опять же, компромисс лукавый - мы ему дали квоту на год на ввоз порядка 7 миллионов тонн нефти без пошлины, которая должна была использоваться на внутреннее потребление. Он эту квоту взял, быстро использовал в том числе и для экспорта, беспошлинно экспортируя нефтепродукты в Европу, заработал денег, а потом стал вопить: «Давайте мы снова пересмотрим условия, какие-то они грабительские». К сожалению, у этого человека всегда существовала такая жульническая позиция.

Мы понимаем, что здесь есть ещё гораздо более значимые моменты, чем просто разборки между Россией и Белоруссией. Было бы здорово, если бы это был просто конфликт между Россией и Белоруссией без участия всяких третьих стран. Но проблема в том, что Белоруссия – транзитная страна. Через её территорию идёт газовая труба. Причём проблема, на самом деле, ещё более серьёзна, чем с той же Украиной. Почему? Принципиальное отличие Украины от Белоруссии в том, что украинские трубы являются собственностью Украины, а значительная часть объёма транзита через Белоруссию идёт по газопроводу «Ямал – Европа», который Белоруссии не принадлежит, и она даже не является контрольным акционером. Это труба «Газпрома», и на неё не распространяется белорусское законодательство.

В этом плане Лукашенко, когда заявляет, что перекроет трубу, на самом деле фактически пытается помешать России использовать её же собственность, которая находится на белорусской территории. Это вопрос, который требует достаточно серьёзного международного внимания.

Если ЕС на ситуацию с Украиной закрывал глаза (дескать, мы ничего не знаем, это ваши проблемы, труба украинская, сами с ней разбирайтесь), то тут возникает вопрос: международное право как-то способно решать такие конфликты? Юридическая правота России достаточно ясна.

Можно, конечно, говорить эмоционально: дескать, ну зачем вы так, пострадает имидж. Согласен, пострадает имидж, может быть и не стоило так жестко. Но проблема-то остаётся, долг-то есть. Причём Белоруссия-то его признаёт.  В четверг Лукашенко говорил, что долга нет. А сегодня с утра «Белтрансгаз» уже заявил, что он готов заплатить за долг какими-то товарами. Это говорит о том, что он признаёт факт долга, что очень важно. Другое дело, что Газпром не брал и не берет бартером. Что это за 1990-е годы, когда унитазами платили?

Поэтому я думаю, что эта коллизия – в том числе и вопрос к тому, а защищает ли международное законодательство собственников трубы. Допустим, мы в перспективе купим «Белтрансгаз». 50% у нас и так уже есть. Но нам все равно нужно учитывать, где он находится. У нас такая же в перспективе будет с этим проблема или нет? Или «Нафтогаз» купим, допустим. Труба-то все равно будет на территории Украины. Мне кажется, это очень серьёзный вопрос – как международное законодательство решает проблему транзита. Ведь Энергетическая хартия никак эту проблему не решала. Долгое время Европа говорила: «Подпишите энергетическую хартию. Там есть транзитный протокол». Был конфликт с Украиной, и что – нам как-то помогла энергетическая хартия решить его? Нет, не помогла.

Я думаю, что конфликт с Белоруссией поднимает более фундаментальный вопрос - как на сегодняшний день защищены собственники. Труба идёт через другую страну, а собственник, оказывается, вообще не защищён, и президент этой страны может вытворять любые фокусы: «Я вам сейчас транзит перекрою». На каком основании, спрашивается? Я думаю, тут вопрос более серьёзный. Никакие энергетические хартии эту тему не закроют.

Что же касается их заявлений о долге в 200 миллионов долларов, то я думаю, что тот факт, что эта тема вылезла только сейчас, говорит о том, что это - надуманная история. Лукашенко дал поручение найти хоть какие-то долги России. Вот они и ищут. Почему об этом не было заявлено на прошлой неделе? Должны быть. А здесь даже сумма абсолютно такая же. Мне кажется, это всё сказки. Просто есть задача отыскать якобы какой-то долг. Вот они нашли какой-то мифический долг за транзит, которого, я думаю, не существует. Если бы он реально существовал, его предъявили бы в прошлую среду или четверг. 5 дней было у Белоруссии. Вот они 5 дней лихорадочно искали, причём никаких документов в итоге не предъявили. То есть вся эта история попала в информационное пространство, но в реальности никаких доказательств этого мы пока не увидели.

Даже в случае с Украиной, за транзит «Газпром» всегда платил исправно, и Украине тоже. То есть прецедентов того, что за транзит мы не доплатили, не было. Иногда мы даже вперёд платили за этот транзит, поэтому это всё какие-то фантазии белорусской стороны, которые пока юридически не мотивированны и не доказаны.

Сейчас мы видим ситуацию, при которой Белоруссия играет в экономическую игру с Россией, особенно в преддверии 1 июля, когда должен вступить в силу Таможенный Кодекс, к которому Белоруссия не присоединилась и, более того, ратификацию которого она пока отложила на некоторое время.

Долги по оплате российского газа – это прежде всего попытки надавить в вопросах пошлин на российскую нефть, которая поставляется в Белоруссию и которая республика вынуждена оплачивать в размере 100%. Естественно, это не устраивает белорусскую сторону, и я думаю, что поэтому здесь стоит вопрос – газ в обмен на более дешёвую, чем есть сейчас, нефть. Более того – на увеличение квот на нефть.

Я думаю, что вопрос сейчас состоит в этом. Для Москвы главное – продемонстрировать наличие сильной политической воли, стремление придерживаться именно той линии, которую российское руководство заняло несколько лет назад, а именно: равновесность отношений с республиками на постсоветском пространстве независимо от того, входят ли эти республики в число российских союзников, как Белоруссия или Казахстан, или же не входят, как в своё время не входила Украина.

Серьёзных санкций для Минска не последует. Россия заинтересована в том, чтобы Белоруссия по-прежнему значилась как ключевой российский союзник на просторах СНГ. Вместе с тем, я не думаю, что Москва пойдёт на определённые уступки по пошлинам на нефть, поскольку от этого зависит в том числе и функционирование России не только на постсоветском, но и на европейском пространстве, и во многом зависят перспективы российско-белорусских отношений в плане политики. Россия сейчас внимательно следит за политической ситуацией в Белоруссии, за предвыборной борьбой, за тем, как Александр Лукашенко будет участвовать в назначенных на 2011 год президентских выборах.

На мой взгляд, для России важно иметь в Белоруссии руководителя, лояльного по отношению к России. А таковым сейчас является исключительно Александр Лукашенко. Поэтому в этой связи каких-то серьёзных санкций, действительно способных пошатнуть позиции Лукашенко, я думаю, предпринято не будет.

Газовый вопрос - это также попытка оказать давление на Белоруссию. Белорусские власти до сих пор не подписали соглашение о Таможенном союзе, несмотря на то, что они обещали сделать это. И в настоящее время Таможенный союз существует не как союз трёх государств, то есть России, Белоруссии и Казахстана, а как союз только двух – России и Казахстана.

Лукашенко продолжает выбивать из Москвы уступки по вопросу о пошлинах на нефть и делает это достаточно жёстко и нагло. Со стороны может возникнуть впечатление, что все козыри на руках у Лукашенко, а не у российской стороны. Между тем, на самом деле именно Россия является спонсором Белоруссии, и терпение российских властей, безусловно, имеет предел.

В данном случае Россия долгое время демонстрировала предельную доброжелательность по отношению к Белоруссии, в том числе и на уровне риторики. Но, видимо, терпение Кремля начинать иссякать, и российская власть в лице президента Медведева решает использовать имеющиеся в её руках козыри по газу для того, чтобы заставить Белоруссию всё-таки определиться с решением по Таможенному союзу.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".