Комментарий
619 1 марта 2009 0:30

Безобидный Пуханов

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

Стихотворение москвича Виталия Пуханова с посвящением петербургскому философу и прозаику Александру Секацкому вызвало бурную полемику в ЖЖ. Что и не мудрено: игривым (и игровым!) хореем в соответственно разухабистом тоне и стиле здесь изложена некая фантасмагорическая история из жизни, якобы, блокадного Ленинграда.

«Врага у ворот» мы победили, оказывается, только потому, что нечто страшное сделали с самими собой. То есть добровольно и жертвенно сами нанесли себе такие увечья, каких не причинил бы никакой все же ворвавшийся в город (в альтернативной реальности) враг.

Правда, не совсем сами... Нам помогли: Сталин, Жданов, ну, и так далее... Заградотряды. НКВД. Маршал Жуков, которого собственные подчиненные боялись сильнее, чем фельдмаршала Паулюса с рейхсмаршалом Герингом вместе взятых.

Всё это у Пуханова не столько говорится, сколько подразумевается. Логика, впрочем, не новая. А посвящение Секацкому с его медитативно-экстатическим прославлением «духа воинственности» и упоминание улицы Марата, представляющее собой аллюзию на недавний «блокадный» роман Андрея Тургенева (Вячеслава Курицына) «Спать и верить», в котором столь же фантасмагорическим Ленинградом руководит в годы блокады двухметровый гигант по имени Марат Киров, — и вовсе превращают стихотворение в литературную шутку.

В дурацкую шутку, но, несомненно, литературную.

С этой развилки участники дискуссии и расходятся в разные стороны.

Одни, признавая шутку дурацкой, а само стихотворение слабеньким, тем не менее, утверждают: поэту дозволено всё. Мухи отдельно, котлеты отдельно. Эстетика выше этики или, по слову Пушкина, «поэзия выше нравственности — или совсем иное дело».

Другие, даже соглашаясь во многом с первыми, вводят однако же определенный моральный ограничитель: право шутить на тему блокады имеют только блокадники, дети блокадников, внуки блокадников, и так далее.

Любопытно, что к этому аргументу прибегают не петербуржцы (что было бы понятно), а ровно наоборот — жители других городов.

Наконец третьи не стесняются в выражениях, а свой гнев облекают, напротив, в изысканную и высокопарную форму: святотатство, кощунство, глумление, — ну и далее по словарю синонимов со стилистической пометкой «устаревшее». И еще, разумеется, поминают Ольгу Берггольц.

Подобные страсти-мордасти — в истории литературы не редкость. Стих Маяковского «Я люблю смотреть, как умирают дети»; стих Юрия Кузнецова «Я пил из черепа отца» шокировали (или, как говорили в старину, — эпатировали) читающую публику, да и профессиональную аудиторию ничуть не меньше.

Однако Маяковский — великий поэт, — что с этим скандальным стихотворением, что без него. Да и Кузнецов — поэт, что ни говори, значительный. О Виталии Пуханове этого, увы, никак не скажешь.

Не бездарный в два слова — да; небездарный в одно слово — тоже, пожалуй, да; а вот хотя бы на одаренного он не тянет.

И беда, на мой взгляд, не в том, что Пуханов написал глупое стихотворение. И даже не в том, что он написал стихотворение кощунственное. (И уж подавно не в том, что он написал стихотворение слабое.)

А в том, что заведомо посредственному стихотворцу понадобилось написать кощунственную глупость, чтобы о нем, наконец, заговорили.

Как заговорят и о любом другом, кто напишет глупость, еще более кощунственную, чем у предшественника.

Дурной пример заразителен.

Или заразен?

В последний раз в ЖЖ столь же страстно спорили о поэзии, когда речь зашла о поэтессах-матерщинницах.

В предпоследний — тоже.

Теперь вот этот, в сущности, совершенно безобидный Пуханов.

Интересно, кто следующий?

И чем он (или она) ухитрится привлечь к себе всеобщее взволнованное внимание?

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".