Статья
1521 26 мая 2011 12:15

Битва за МВФ

Основным экономическим трендом недели стала активизация борьбы за международные финансовые институты. Именно эти организации стали в последние годы основными инструментами борьбы с экономическим кризисом. Финансовые «сложности», появившиеся на рынке американских ипотечных бумаг, за последние годы переросли в продолжительный экономический и социальный кризис. В основе его лежат не циклические модели, а системные дисбалансы. Именно они стали причиной беспрецедентного падения мировой экономики.

За последние полвека экономическая, политическая и социальная архитектура претерпели значительные изменения. В рамках мировой финансовой системы, учрежденной на Бреттон-Вудской конференции, были созданы новые международные структуры. В частности, Мировой валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), вошедший в группу Всемирного банка (ВБ).

Организации должны были выступать основным каналом распределения финансовой помощи США в восстановлении Европы («план Маршалла»). Однако, политэкономическая конъюнктура стала меняться: систему жестких «валютных курсов», провозглашенную в Бреттон-Вудсе, благополучно похоронили уже к 1973 году на очередной международной конференции.

Переход к системе «свободных курсов» существенно изменил роль мировых финансовых институтов. Если раньше МВФ и МБРР следили за балансами национальных валют, то теперь они превратились в крупнейших кредиторов ведущих стран мира.

Параллельно происходил рост корпоративной задолженности. При отвязке американской валюты от золотого стандарта Федеральная резервная система (ФРС) активизировала эмиссию как наличных, так и безналичных долларов. В дальнейшем на этой базе «дешевой» американской валюты стала строиться многоуровневая пирамида деривативов. Финансовые организации активно участвовали в ее раздувании. Причем, данная сфера практически не регулировалась ни национальными правительствами, ни международными финансовыми институтами. В итоге МВФ и ВБ оказались на периферии борьбы с мировым кризисом. Они не смогли напрямую оказать необходимую поддержку корпоративному сектору, где и наиболее динамично происходили кризисные процессы.

При этом МВФ и ВБ остаются достаточно политизированными и закрытыми организациями с жестким контролем со стороны американских и европейских элит. Так, высшие посты в двух главных финансовых институтах мира делят между собой США и Европа: МВФ возглавляет европеец, Всемирный банк - американец. Более того, требования финансовых организаций, выдвигаемые к кредитуемым странам (бездефицитный бюджет, либерализация рынка, резкая девальвация национальной валюты и др.), выглядят, мягко говоря, неоднозначными на фоне неблагоприятной экономической конъюнктуры.

Для того, чтобы разрушить сложившуюся монополию, развивающиеся страны решили пересмотреть квоты в финансовой организации. Усилиями стран БРИК в 2008 году было принято, а в 2011 году вступило в силу решение о перераспределении квот взносов в уставной капитал. В результате была увеличена сумма уставного капитала и перераспределены доли голосов, которые рассчитываются на основе квотных взносов каждой страны. Уставной капитал договорились поднять с 238,4 млрд до 476,8 млрд СДР (до $750 млрд).

Вторым направлением атаки стала должность самого руководителя МВФ. В период назначения Стросс-Кана развивающие страны предприняли попытку провести свою кандидатуру на стратегическую позицию, однако, усилиями европейцев, данный проект был «торпедирован». Теперь Россия и Казахстан предприняли очередную попытку получить контроль над МВФ. На этот раз единым кандидатом стал руководитель Национального банка Казахстана Григорий Марченко.

Однако ЕС и США не позволят развивающимся странам усилить позиции. Руководителем стратегической организации станет министр финансов Франции Кристин Лагард. Ее поддержат Париж, Берлин и Вашингтон. Первым заместителем главы МВФ станет специальный помощник американского президента по международным экономическим вопросам Дэвид Липтон.

Дмитрий Абзалов
, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".