Статья
1027 26 февраля 2010 17:39

Бизнесмен пожаловался на ФАС

Президент России Дмитрий Медведев поручил своей администрации проверить факт объявления главой ФАС Игорем Артемьевым победителей конкурса операторов площадок электронных торгов еще до его окончания.

Об этом случае главе государства, который в пятницу встретился с предпринимателями, рассказал президент ОАО «Триумвират» Сергей Габестро, сообщает «Интерфакс».

Предприниматель затронул тему модернизации в области государственного заказа. Он напомнил, что в 2008 году, после выхода так называемого антикоррупционного пакета законов, участники рынка - операторы электронных площадок усмотрели в нем вывод о целесообразности и необходимости использования электронных торговых процедур в госзаказе.

По словам Габестро, в течение 2009 года Минэкономразвития, ФАС под руководством аппарата правительства «активно занимались выполнением поручения президента без учета мнения представителей рынка и государственных заказчиков, которые добровольно в 2009 году начали использовать новый инструмент - электронные торги».

По словам предпринимателя, были внесены изменения в законодательство, вводящие третье лицо в процесс закупки. «Между покупателем и продавцом появился новый посредник - оператор электронной торговой площадки», - сказал он, отметив, что роль оператора должна сводиться не к посреднической деятельности, а к предоставлению технологической инфраструктуры для проведения торгов.

«После этого, при отсутствии ясных и прозрачных критериев распоряжением 755Р назначаются три оператора, которые должны вести пилот в электронных закупках. Ни один из участников рынка в число трех не попадает», - сообщил Габестро.

«Далее инициируется дополнительный отбор пяти площадок, три из которых уже есть. При этом глава ФАС Артемьев еще до объявления результатов отбора публично называет будущих победителей. Еще даже до того, как заявки подали, он публично назвал победителей», - подчеркнул он.

«Это очень серьезное заявление. Я думаю, сейчас вздрогнет наш руководитель ФАС, потому что Вы его упрекнули в самом страшном, что может быть - в том, что он сам грубо нарушил законодательство», - отреагировал Дмитрий Медведев.

Однако предприниматель не смутился и заявил, что может подтвердить каждое слово. «В такой ситуации на Западе любой министр уходит в отставку», - добавил Габестро.

Президент заинтересовался услышанным и уточнил, объявил ли Артемьев победителей еще до подведения итогов конкурса.

«Даже до того, как подали заявки. Это было на всеобщей конференции, где были все участники размещения заказов», - ответил предприниматель.

По его словам, в результате отбора, который проводился без каких-либо критериев, из 18 компаний-операторов, подавших заявки, были назначены пять площадок, «две из которых вообще не существуют в момент принятия решения, а три созданы по распоряжению 755Р».

«А три, которые без отбора и без соответствующих процедур объявил руководитель антимонопольного органа в нарушение антимонопольного законодательства?» - вновь уточнил Д.Медведев.

Предприниматель подтвердил, что именно так, на его взгляд, все и было. Он отметил, что площадки, которые полностью готовы к торгам и имеют все необходимые функциональные средства и огромный опыт работы, в том числе с госзаказчиками, «все эти площадки отсекаются от рынка госзаказа».

«Кем?» - спросил президент.

«Федеральной антимонопольной службой, Минэкономразвития и аппаратом правительства, вот этими решениями, о которых я сейчас говорил», - пояснил бизнесмен.

«Если хотите сказать что-нибудь совсем серьезное, можно это сделать без камер. Но если Вы хотите сделать это публично - я шучу, конечно - сделайте это так, как делаете», - предложил президент.

Габестро воспользовался этим предложением и рассказал, что новые нормы, которые были установлены в 2009 году, предусматривают обязательное перечисление участником размещения заказа (поставщиком) до 5% от суммы лота в качестве обеспечения заявки и до 30% - в качестве обеспечения исполнения контракта. Это, по его словам, «неминуемо приведет к резкому снижению конкуренции». По его мнению, малый и средний бизнес «практически не имеют возможности участвовать в торгах с подобной логикой».

«У производителей ситуация еще хуже: при наличии слухов на рынке о возможных манипуляциях со стороны отобранных операторов можно с уверенностью утверждать о падении конкуренции в государственном заказе и скорой дискредитации темы электронных торгов», - сказал Габестро.

«Прошу Вас, Дмитрий Анатольевич, согласиться с тем, что любое ограничение количества операторов электронных торговых площадок в государственном заказе противоречит Конституции и ведет к снижению конкуренции. Прошу Вас дать указания по созданию рабочей группы с представителями общественности, экспертного сообщества для выработки простых и ясных критериев, по которым должны работать операторы электронных торговых площадок, где будут проводиться торги по госзаказам», - обратился бизнесмен с просьбой к главе государства.

Комментируя выступление Габестро, Медведев отметил, что руководитель антимонопольной службы «рапортовал об успехах, которые достигнуты в этой сфере (электронных торгов - ред.), призывал нефтяников переходить на электронные торги и приводил в пример успехи, которые достигнуты в других местах».

«Ну что ж, давайте разберемся. Я поручу администрации (президента РФ) посмотреть Ваше обращение», - сказал глава государства.

Правительственная комиссия в январе отобрала 5 площадок для электронных торгов по госзакупкам из 18. Помимо трех пилотных площадок - ЗАО «Сбербанк  - Автоматизированная система торгов», ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Москва) и ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям республики Татарстан» - были отобраны «дочки» РТС и ММВБ - ООО «Индексное агентство РТС» и ЗАО «ММВБ -Информационные технологии». Электронные аукционы по госзакупкам нефтепродуктов планируется проводить на площадке Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.

Комментарии экспертов

Стоит отметить, что электронные торги вводились как следующий этап в развитии рынка или сфер свободного госзказа, как следующий этап по отношению к конкурсным аукционам. Предполагалось, что именно они позволяют существенно снизить коррупционную составляющую государственных закупок.

Дело в том, что раньше, согласно конкурсам росгосконтрактов, ведомства так формировали техническое задание под те или иные услуги и товары, что фактически предопределяли победу некоторых предпринимателей. За счёт того, что заявки были фактически открытыми, можно было их использовать для того, чтобы получать определённую экономическую выгоду. То есть была возможность сговора между государственными служащими и компаниями, претендующими на госзаказ.

Предполагалось, что электронные торги позволят максимально обезличить компании, предоставляющие услуги или поставляющие те или иные товары, и таким образом ликвидировать возможность договориться между государственными ведомствами, размещающими госзаказ, и частниками. Тем не менее, как показала практика, электронные торги всё равно могут использоваться для проведения тех или иных интересов, что, в принципе, и было отмечено предпринимателем.

Суть заключается в том, что по самому поведению в рамках торгов можно определить, какая компания является представителем интересов того или иного чиновника. Например, по шагам, которые они делаю. Кроме того, существует возможность постановки жёстких условий, которые снижают общее количество участвующих в электронных торгах, что также увеличивает возможность договориться. Наконец, действительно существует практика более ранних результатов по торгам и раннего закрытия электронных торгов. Таким образом, возможности по использованию данного инструмента в коррупционных целях всё равно существуют.

В принципе, ФАС здесь особо не отличается. Данные схемы достаточно серьёзно критикуются различными ведомствами. Единственный эффективный способ их ликвидации – это развитие системы электронного правительства. Увеличение количества услуг, предоставляемых в небумажной форме, повышение проникновение интернет-технологий и увеличение количества компаний-претендентов на государственный заказ – всё это существенно снижает возможности для использования коррупционного потенциала и повышает конкуренцию в борьбе за госзаказы.

Мне представляется, что именно в этом направлении будут предприняты меры, в том числе и представителями российского правительства, связанные с повышением прозрачности этих аукционов. Судя по всему, будут введены жёсткие стандарты, в том числе и для ФАС.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".