Статья
2441 23 июля 2014 10:22

Boeing: в поисках виновных

Россия накануне передала ЕС все данные Минобороны РФ о катастрофе малайзийского Boeing над восточной Украиной. Об этом сообщил российским журналистам в Брюсселе постпред РФ при ЕС Владимир Чижов.

«Во вторник мы их передали, как только получили в письменном виде на русском и английском языках. Направили всем заинтересованным лицам», - отметил Чижов. Впрочем, по его словам, со стороны ЕС «пока никакой реакции нет», передает ИТАР-ТАСС.

«Она последовала только со стороны США и была вполне предсказуемой - они подвергли российские данные сомнению. Это, конечно, их право. Но, если они сомневаются, они должны были бы предъявить свои доказательства, чего они до сих пор не сделали. Добавлю, что никогда в таких ситуациях американцы не предъявляют фактических доказательств, ссылаясь, что это разведывательная информация, что она может скомпрометировать их источники и т. д.», - подчеркнул он.

Россия искренне надеется, что расследование трагедии с малайзийским Boeing будет «действительно беспристрастным, независимым и международным, как это прописано в резолюции СБ ООН». Об этом сообщил российским журналистам в Брюсселе постпред РФ при ЕС Владимир Чижов. В этой связи он предостерег европейских политиков от выводов по поводу причин и обстоятельств катастрофы, не дожидаясь результатов расследования.

«У меня вызывают удивление высказывания отдельных европейских представителей. Даже господин Баррозу из Бразилии (где он находился с визитом) высказал уверенность, что самолет был сбит, как он сказал, "сепаратистами". Однако попытки заранее предвосхитить итог расследования можно расценивать только как давление на следствие. Подогнать его под заранее озвученный результат. Надеюсь, что этого не произойдет», - подчеркнул российский постпред.

Напомним, что в понедельник начальник Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил РФ Андрей Картаполов заявил на брифинге, что самолет Су-25 украинских ВВС находился на расстоянии от трех до пяти километров от потерпевшего впоследствии крушение Boeing.

Спецслужбы США утверждают, что пассажирский самолет «Малайзийских авиалиний» был «по ошибке» сбит ополченцами, которые, по всей видимости, приняли его за военный самолет. Об этом сообщили во вторник на специально организованном администрацией США брифинге для журналистов представители американской разведки. Они признали, что никакой информацией о прямой причастности властей России к случившейся трагедии Вашингтон не располагает. В то же время ведущие брифинга утверждали, что Россия «создала условия», которые и привели в конечном счете к авиакатастрофе в небе над востоком Украины. Кроме того, они обвинили Москву в том, что та продолжает поставлять украинским ополченцам вооружения, в том числе средства противовоздушной обороны (ПВО) и танки.

Однако, как пишет AP, американцы пока не смогли подтвердить аутентичность материалов из соцсетей, распространенных украинской стороной.

Тем временем звучат всё новые версии причин катастрофы. Депутат Госдумы Сергей Неверов высказал мнение, что губернатор Днепропетровской области и олигарх Игорь Коломойский имеет влияние на диспетчерские службы Украины и способен отдавать прямые указания ряду из них, в том числе и тем, которые 17 июля должны были сопровождать полет малайзийского Boeing 777.

«Олигарху Игорю Коломойскому принадлежат ряд украинских авиакомпаний: Международные авиалинии Украины, Днеправиа, Аэросвит, но что еще больше интересно, и полностью финансируется деятельность диспетчерских служб Днепропетровска, ответственных за проводку трагического рейса, а также в значительной степени техническое обеспечение диспетчерских служб по всей Украине. То есть этот олигарх по сути дела не только имеет самое непосредственное влияние на диспетчерские службы Украины, он способен отдавать прямые указания ряду из них, в том числе и тем, которые 17 июля должны были сопровождать трагический полет малайзийского Boeing», - заявил Неверов в интервью телеканалу Россия.

Неверов уверен, что деятельность Коломойского, а также приказы, отдававшиеся им 17 июля и в предыдущие дни, должны стать предметом самого пристального внимания, если не расследования международной комиссией, занимающейся выяснением обстоятельств гибели малайзийского Boeing.

Вице-спикер Госдумы также предложил лидерам западных стран проверить, чем вооружены спонсируемые Коломойским батальоны и есть ли у них самолеты и системы «Бук». В распоряжении вооруженных сил Коломойского есть танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты и системы реактивного огня, напомнил Неверов.

Между тем бортовые самописцы Boeing, записи которых могут пролить свет на случившееся, переданы властями ДНР нидерландским специалистам. При этом сообщается, что расшифровкой займется Великобритания. Специалисты по расследованию авиационных инцидентов проведут данную работу в Фарнборо, где базируется соответствующее управление, заявил британский премьер-министр Дэвид Кэмерон.

Комментарии экспертов

Ситуация с «Боингом» была серьезно спланированной США провокацией для того, чтобы быстро решить все тактические и стратегические задачи в регионе. Мы видели такие же провокации, например, 11 сентября. Это такой «american style», когда нужно быстро разрубить какой-то узел. Поэтому я считаю, что все наши высказывания будут торпедированы американской политикой.

Большинство СМИ на Западе обрабатывают общественное мнение таким образом, что самолет сбили мы или наши сторонники. Европа, конечно, неоднородна, у нее есть свои интересы, но Америка очень технологично и системно работает на то, чтобы вбить клин между Европой и Россией, ослабить их и как можно больше доминировать на мировой арене. Даже мы знаем, что так будет происходить, нам необходимо системно работать и доносить ту информацию, которая есть на самом деле.

И надо готовиться к тому, что устроенная провокация с «Боингом» развяжет руки Порошенко для возможной эскалации конфликта. Да, нужно сопротивляться, но мы еще не знаем, какие «козыри» есть в кармане у американской элиты для решения их вопросов. Не секрет, что в США наблюдается кризис, у них огромный долг, им необходимо решить свои задачи выживаемости. Поэтому они пойдут на любые провокации, жертвы, риторику, санкции для того, чтобы обвинить тех, кто невиновен.

Полагаю, что руководителям большинства европейских государств понятно, что произошло и кто сбил. Но они очень зависимы от Соединенных Штатов Америки и будут выполнять все, что им скажут. А любое альтернативное мнение будет нейтрализовано – как было с Карлой дель Понте, когда она рассказала, что Косово торгует органами сербов.

Но нам нужно стоять на своей правде, надо опираться на силы евроскептиков, которые находятся в Европейском парламенте, нужно активнее использовать интернет, общественную дипломатию, международные площадки, чтобы переломить ситуацию.

Если мы будем системно и грамотно подходить к информационной контрвойне, то рано или поздно оппоненты захлебнутся в своем вранье. Мы, кстати, видели примерно такую же ситуацию, когда была агрессия Грузии на Южную Осетию. На начальном этапе мы тоже проигрывали войну, но теперь уже ни у кого из серьезных европейских политиков нет сомнения, что тогда Грузия напала на Южную Осетию.

В расследовании ситуации вокруг крушения «Боинга» следует обратить внимание на слова Сергея Неверова, который напомнил, что Коломойский - как раз хозяин той территории, где произошло крушение. 

Самолет был сбит на территории именно Украины, а не Донецкой народной республики - там он оказался в результате крушения. 

Неверов напомнил, что Коломойский, кроме того что контролирует ряд авиакомпаний, полностью финансирует еще и диспетчерскую службу, это очень важно. И именно сотрудники Днепропетровской диспетчерской службы сопровождали этот борт по долгу службы. 

Коломойский финансирует также отдельные батальоны, и очень справедливо задается вопрос - вдруг у господина Коломойского есть установка «Бук»? 

Что касается моей версии, я считаю, что там два варианта: или кто-то из украинских военных сбил самолет по ошибке, или это очередная провокация Коломойского, потому что он человек беспринципный. Вспомним одесские события, когда заживо сожгли сто человек - ничего, он как-то с юмором к этому отнёсся. 

Что касается американцев, то их спутник как раз мониторил эту территорию. Они будут максимально оттягивать время предоставления своего снимка. Его уже не дорисуешь. По поводу европейцев - нам на пользу обнародование Министерством обороны доказательств, которые, я считаю, служат свидетельством отсутствия вины ополчения. 

Тональность риторики европейцев будет меняться в лучшую сторону. Потому что, с одной стороны мы имеем просто общие слова, клише и шаблоны американской стороны, а с другой стороны абсолютно сдержанную позицию с фактами, подтвержденными фото- и видеосъемками. А то, что в итоге бортовые самописцы попали к Великобритании, сути дела не меняет. Есть еще третья сторона. Если голландцы считают, что 145 душ стоят того, чтобы обвинять невинных людей - тогда пожалуйста, это на их совести.

Нас постоянно притягивают к расследованию разными способами. Но мы не являемся стороной конфликта, поэтому и эти ящики оказались не здесь. Я думаю, мы сможем узнать немало интересного из расшифровок. Слишком много заинтересованных сторон, вряд ли там будет что-то сфабриковано и т.д.

Россия сделала довольно мощный ход, представив свои доказательства и дав пас в сторону американцев – указав на возможности их средств контроля. Никто не сомневается, что американцы прощупывают, прослушивают и просматривают каждый сантиметр интересующей их земной поверхности, поэтому все хотели бы увидеть какие-то невероятные доказательства, однако пока мы их не видим. В некотором смысле это сбило наступательную войну Запада и его риторику в отношении причастности России к трагедии.

Единственным моментом, вызывающим у меня некоторые опасения, является передача бортовых самописцев, которые в конечном итоге оказались в Англии. На мой взгляд, было бы лучше, если бы ими распорядилась российская сторона – безусловно, с участием международных экспертов, как обычно происходит расследование таких катастроф, но не теряя контроля за самим ходом дешифровки этой информации. Здесь нас могут ждать сюрпризы. 

Что касается звучащих версий случившегося, то по абсурдности вне конкуренции – подчиненные Наливайченко из украинской СБУ, которые выложили разговор двух людей о том, что какие-то казаки с блок-поста сбили «Боинг», летящий на огромной высоте с огромной скоростью. Вот это, по-моему, полный хит в плане абсурда. Что касается адекватной картины, то здесь пока у меня вопросов больше, чем ответов, начиная с того, что очень важный момент – это извлечение следов воздействия поражающих элементов на обшивке и на останках этого самолета. 

Буквально в последние дни стали появляться фотоматериалы, которые показывают характерные крупные отверстия от шрапнели, как когда-то показывали их на остатках сбитого украинскими ПВО пассажирского самолета РФ, летевшего в Израиль. 

Если мы говорим о «Боинге», то эти следы найдены на тех частях самолета, которые ближе к кабине. Это значит, что взрыв ракеты произошел перед самолетом, как обычно в таких случаях действуют ракеты «земля-воздух». Поэтому, если действительно подтвердится это (тут, конечно, нужно мнение экспертов, я пока сужу исключительно по фото, которые видел), тогда версия о ракете «воздух-воздух» выглядит не настолько убедительной, потому что следов этого поражения пока что еще никто на самолете не продемонстрировал. Вероятно, должна была быть ракета с тепловым наведением, которая должна была попасть в двигатель самолета. Соответственно, от нее должны были оставаться какие-то характерные повреждения. Поэтому здесь вопросов больше, чем ответов. 

Вообще, когда мы говорим об участии в этой трагедии СУ-25, замеченного рядом с «Боингом», не должны забывать, что это штурмовик, и для штурмовика вообще не свойственно поражение воздушных целей, особенно на таких высотах. Это все-таки задача истребителя-перехватчика. Кстати, многие российские военные эксперты тоже отмечали эту деталь. У него, например, кабина недостаточно герметична, чтобы так высоко подниматься. 

С другой стороны, если исходить из тактико-технической характеристики этого самолета и его ракетного вооружения, то в принципе сбить он мог. Непонятно, зачем, если было принято решение сбивать его таким варварским образом, с помощью самолета, туда отправили не перехватчик, а штурмовик, который был бы не очень надежным исполнителем. Вопросов очень и очень много, и их нужно последовательно заносить в одну колонку, а во вторую вписывать имеющиеся у нас факты - не мнения, не комментарии, а конкретные факты. 

До сих пор Украина не объяснила поведение своих диспетчерских служб. Это вопрос, который с самого начала был наиболее острым. Но ни от представителей киевских диспетчеров, ни от днепропетровских коллег, которые вроде как вели этот самолет в районе боевых действий, опять же ответов мы не услышали.

Комментировать версию о возможном влиянии Коломойского на днепропетровских диспетчеров рано. Пока мы не услышали, что, собственно, делали диспетчеры. Мы знаем, что было сообщение о снижении, об отклонении от обычного курса. Само по себе отклонение от курса не является чем-то невозможным и невероятным. Это не трамвайные рельсы, а воздушные коридоры, но должен быть мотив – либо погодные условия, либо еще что-то.

Вот когда мы точно будем знать, что какая-то команда поступала и она отражена в записях бортового самописца, тогда уже можно будет строить следующую версию. А пока использование одиозных фамилий типа Коломойского будет привлекать внимание СМИ, но мы не на том этапе, чтобы назначать конкретных виновников. Да, безусловно, если будет доказана вина днепропетровского диспетчерского пункта аэропорта, то в отношении Коломойского тут же должны появиться вопросы – а кто этим диспетчерам отдавал какие-то команды, и почему они так действовали? И тут тень падет на него. Но пока у нас нет четкого понимания действий самих диспетчеров, говорить о Коломойском или еще о ком-то нельзя.

Вся эта история, связанная с «Боингом», будет использоваться против России, что бы там ни было. Весь этот конфликт на Украине затеяли не ради Украины, как мы понимаем, а ради ослабления Российской Федерации. И раз он затеян ради этой цели, то какой смысл Западу вообще обращать внимание на какие-то там расследования? Да, конечно, там могут появляться всевозможные версии, но Запад уже назначил виновного. Откройте любую западную газету, и вы увидите, что виновна Россия, виновна Москва, виновен Путин, и, собственно говоря, ничем Запад в этом смысле не переубедить.

Правда, после недели откровенно антироссийской истерики в комментариях стали появляться некие испуганные нотки. Связано ли это с появлением материалов расследования или нет, но сам Запад уже чуть-чуть перепугался своей собственной агрессии, поскольку понимает, что есть определенная черта, за которую переступать нельзя. Широкомасштабной войны никто не хочет. Последний опрос в Америке это подтверждает. Поэтому сейчас появляются более трезвые оценки, при этом вывод заключается в следующем: «Россия виновата, что бы там ни было, но надо бы ее призывать к тому, чтобы она начала диалог».

В западных СМИ обсуждают только две основные версии – сбили донецкие повстанцы или сама Россия? Версию о том, что сбила Украина, первые дни вообще никто не озвучивал. Сейчас, правда, стали появляться и такие допущения, но при этом все равно винят Российскую Федерацию.

Сейчас много звучит всевозможных версий - что Коломойский лично сидел в диспетчерском пункте, управлял самолетами, и о том, что вообще не было этого «Боинга», и о том, что трупы подбросили. Но, на мой взгляд, все гораздо проще. Это чья-то трагическая ошибка, никто специально не хотел сбивать этот самолет. Вопрос, чья это ошибка. И расследование нужно сосредоточить на этом.

У меня есть устойчивое подозрение, что это повторение той самой истории с российским Ту, сбитым украинской ракетой над Черным морем. Хотя, обращаю внимание, первые несколько дней после трагедии «Боинга» за рубежом все вспоминали корейский лайнер, сбитый Советским Союзом. Никто из экспертов не вспоминал про, казалось бы, более свежий пример. Сейчас, правда, смотрю, в некоторых обзорах и анализах уже начали упоминать этот случай.

Действительно, ключевой вопрос в том, кто совершил эту трагическую ошибку, приведшую к таким страшным последствиям. Но я хотел бы, чтобы все сосредоточились на ином. Да, действительно, расследование должно установить виновного в этой трагедии, но надо понять, что в любом случае виновата Украина. Она заявляет, что знала о наличии «Буков» у повстанцев и что они якобы могут в любой момент быть применены. Почему тогда киевские власти, имея все полномочия, не перекрыли воздушное пространство? Соответственно, в любом случае, при той и другой версии, украинское руководство напрямую виновно в этой трагедии. Есть еще один момент - в западной прессе ситуация в зоне боевых действий отошла на второй план. Донецкие повстанцы уже названы в СМИ убийцами и бандитами, вне зависимости от того, сбивали они «Боинг» или не сбивали.

Соответственно, все операции, которые происходят против них, уже приняты Западом. Материалы о гибели детей Сектора Газа сейчас публикуют, даже осуждают Израиль, а о жертвах Луганской и Донецкой катастрофы, которая сейчас разворачивается, никто не пишет. 

В Европе когда-то горечь потерь от «Боинга» притупится, хотя трагедию будут использовать еще немало лет, если не десятилетий. Само собой, это серьезная потеря для Голландии, самая большая потеря для этой страны со времен Второй Мировой войны. Поэтому в любом случае они будут вспоминать о ней неоднократно, что бы там ни происходило. Но, действительно, тут важно понять, что установит расследование.

Важна информационная политика самой России. Мы должны понимать, что это не просто конфликт где-то там на границах Российской Федерации, напрямую к ней не имеющий отношения. Ведется война, уже даже не информационная. Сейчас России надо не жалеть никаких сил и средств для того, чтобы работать в информационном поле на Западе, в Европе в первую очередь.

На самом-то деле цель Вашингтона глобальнее: ослабить двух основных своих конкурентов: Россию и Европу, потому что вводимые санкции будут бить не в последнюю очередь и по Европейскому союзу. И Россия должна сейчас бить в колокола и доказывать самой Европе, той же Голландии, тем же Германии и Англии, что на самом деле стоит за всей этой информационной войной, объявленной Российской Федерации.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".