Статья
2 Апреля 2011 14:18

Больше город - лучше театр

<p><strong><em>Солист American Ballet Theatre Саша Радецкий (Sascha Radetsky) рассказал в эксклюзивном интервью «Актуальным комментариям» о новых формах и популяризации балета.</em></strong><br />
<br />
Саша, вы учились в России – родине классического балета. А как, по-вашему, обстоят дела с современной российской хореографией?<br />
<br />
Я соглашусь с Кевином (<a href="http://actualcomment.ru/creative/868/">интервью с арт-директором ABT Кевином МакКензи опубликовано на АК ранее</a>), что современный российский балет не известен в мире как отдельное явление. Классическая школа остается непоколебимой основой.<br />
<br />
<strong>Может быть знаете какие-нибудь школы современной хореографии в России или отдельных исполнителей?</strong><br />
<br />
К сожалению, ни о ком даже не слышал.<br />
<strong><br />
А жаль, ведь есть талантливые компании. Кстати, у вас вполне русское имя и фамилия. Откуда?</strong><br />
<br />
У меня русские корни, но родился я в Америке. Я даже немного говорю по-русски, ведь я учился в Москве в Академии Большого театра у Петра Пестова. Поэтому моя любовь к русской классике пермаментна.<br />
<br />
<strong>Может быть, перейдем на русский?</strong><br />
<br />
У меня совершенно нет практики, ваш английский определенно лучше моего русского.<br />
<strong><br />
Хорошо. Что Вы больше любите танцевать: классику или современную хореографию?</strong><br />
<br />
Мне больше нравится ... и классика, и современный танец. Совершенно разные техники, скорость, пластика. Каждая из них – возможность проверить, на что ты способен. На мой взгляд, нельзя замыкаться на чем-то одном.<br />
<br />
<strong>Фильм «Авансцена» («Centerstage» - прим. ред.), котором Вы играете одну из главных ролей, - яркий представитель немногочисленных полноценных продуктов про балет. Для тысяч юных танцоров по всему миру этот фильм - своего рода Библия танца. Он был сделан по заказу ABT?</strong><br />
<br />
На самом деле, эта кооперация кино и театра - тот редкий случай, когда балет показан таким, как он есть на самом деле. ABT предложили участвовать, мы согласились, но это не было рекламой нашего театра.<br />
<br />
<strong>Но, с точки зрения кино как голливудского продукта – почти провал.</strong><br />
<br />
Есть другой, не менее популярный фильм «Танцоры» с нашей примой Джули (Julie Kent) и Михаилом Барышниковым. По сути, это – телеспектакль: прекрасный танец и никакого сюжета.<br />
<br />
<strong>Другая крайность – лауреат Оскара «Черный лебедь», где по мнению профессионалов, слишком много драмы. Еще и скандал с дублершей Натали Портман...</strong><br />
<br />
Вы про Сару Лейн? (Sarah Lane)<br />
<br />
<strong>Да.</strong><br />
<br />
Она сейчас здесь, кстати.<br />
<br />
<strong>Сейчас в мировую прессу взбудоражил скандал, о том, что якобы Натали Портман ради роли в фильме «Черный лебедь» освоила не просто азы балета, встала на пуанты, но и сыграла более 90 процентов танцевальных сцен в фильме.</strong><br />
<br />
<strong>При этом известно, что в определенном количестве сцен ее дублировала балерина АВТ Сара Лейн.<br />
<br />
По словам Сары, на ее счету девять десятых балетных эпизодов, и что сама Натали до сих пор не научилась стоять на пуантах.<br />
<br />
Возмущенный режиссер фильма Даррен Ароновски сделал заявление от имени студии Fox Searchlight. Его дотошности можно позавидовать: он с монтажером подсчитал количество балетных сцен и соотношение в исполнении Натали и Сары. В итоге, по его утверждению, из 139 танцевальных моментов 111 пренадлежат Портман.<br />
<br />
Последним аргументом в сторону актрисы являются последние кадры в прологе, где героиня 85 секунд в кадре, и там нет компьютерного вмешательства.<br />
<br />
Стоит отметить, что оскароносная речь Натали Портман за эту роль длилась достаточно долго, она поблагодарила всех, кроме дублерши...<br />
<br />
На самом деле, любому творческому человеку будет досадно, если его работа выдана за успех другого. Что уж говорить о балетных танцорах, которые привыкли быть публичными, стоять на сцене в самом центре внимания.</strong><br />
<br />
Да, это обидно. Но в сравнении с той же «Авансценой», где только две актрисы не были балеринами, «Черный лебедь» привлекательнее для зрителя. А балет лучше посмотреть в театре. Я вообще предпочитаю не смотреть такие фильмы. Понимаете, у вас в России (в отличие от Америки) гораздо больше любят балет и искусство в целом. У вас солисты балета - это звезды, а в Америке нами не интересуются.<br />
<br />
<strong>Поразительно! Ведь в Америке каждая молодая девушка, если пожелает, может стать знаменитостью, за которой будут охотиться папарацци, даже если у нее нет больших заслуг!</strong><br />
<br />
Да, к сожалению, это так...<br />
<strong><br />
Есть ли предпосылки для развития театра, кроме интеграции жанров?</strong><br />
<br />
В Америке сейчас сложная экономическая ситуация – в театр инвестируют недостаточно для развития новых проектов. Даже в России, благодаря поддержке государства, дела обстоят лучше.<br />
<br />
<strong>Ну, если бы дела в России были так хороши, то, я думаю, не уезжало бы так много российских танцоров к вам в Америку и Европу.</strong><br />
<br />
Да, наверное, вы правы.<br />
<br />
<strong>Так что же надо сделать, чтобы популяризировать балет в Америке?</strong><br />
<br />
Об этом надо говорить. Конечно, есть такие фильмы, как «Черный лебедь». Есть ТВ-шоу, это искусство, но не балетное. Многие танцоры не приемлют такую работу, это непрофессионально. При этом телевидение популяризирует балет, просто потому что не каждый сейчас может позволить себе пойти в театр, билеты слишком дорогие.<br />
<br />
<strong>У нас тоже недешево, но у людей находятся деньги, чтобы пойти не на классический спектакль, а на шоу имени конкретного героя: концерт сомнительного исполнителя, спортсмена с ледовым шоу, даже на поющую балерину.</strong><br />
<br />
Поющую балерину? У нас этот жанр не популярен (смеется). У нас танцоры, если и занимаются самопозиционированием, предпочитают телевидение – становятся ведущими, делают танцевальные проекты. Кстати, жених Натали Портман - Бенджамин Мильпье (Benjamin Millepied)– хореограф балета «Тройка», который вы видели, занимался и постановкой танцев в «Черном лебеде». Такая пропаганда жанра и себя мне нравится.<br />
<strong><br />
Помимо главных театров в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго, много ли региональных представительств?</strong><br />
<br />
Да, с этим проблем нет. Чем больше город, тем лучше театр. Образовательные программы на хорошем уровне. АВТ регулярно проводит мастер-классы. Проблема - в донесении продукта для зрителя.<br />
<br />
<strong>У нас ходят легенды о вражде солистов в Большом. Как сложно быть первым, какое давление и даже опасность при такой позиции. У вас в труппе есть соревнование?</strong><br />
<br />
Может быть, я не в курсе, но, на мой взгляд, мы - команда. Всегда друг друга поддерживаем, тусуемся вместе. Мы - команда. Мы работаем вместе, живем вместе, мы все - хорошие друзья. Врагов среди нас нет.</p>
<p><em>Беседовали Мария Потоцкая и Татьяна Роднянская.</em></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".