1882 2 апреля 2011 14:18

Больше город - лучше театр

Солист American Ballet Theatre Саша Радецкий (Sascha Radetsky) рассказал в эксклюзивном интервью «Актуальным комментариям» о новых формах и популяризации балета.

Саша, вы учились в России – родине классического балета. А как, по-вашему, обстоят дела с современной российской хореографией?

Я соглашусь с Кевином (интервью с арт-директором ABT Кевином МакКензи опубликовано на АК ранее), что современный российский балет не известен в мире как отдельное явление. Классическая школа остается непоколебимой основой.

Может быть знаете какие-нибудь школы современной хореографии в России или отдельных исполнителей?

К сожалению, ни о ком даже не слышал.

А жаль, ведь есть талантливые компании. Кстати, у вас вполне русское имя и фамилия. Откуда?


У меня русские корни, но родился я в Америке. Я даже немного говорю по-русски, ведь я учился в Москве в Академии Большого театра у Петра Пестова. Поэтому моя любовь к русской классике пермаментна.

Может быть, перейдем на русский?

У меня совершенно нет практики, ваш английский определенно лучше моего русского.

Хорошо. Что Вы больше любите танцевать: классику или современную хореографию?


Мне больше нравится ... и классика, и современный танец. Совершенно разные техники, скорость, пластика. Каждая из них – возможность проверить, на что ты способен. На мой взгляд, нельзя замыкаться на чем-то одном.

Фильм «Авансцена» («Centerstage» - прим. ред.), котором Вы играете одну из главных ролей, - яркий представитель немногочисленных полноценных продуктов про балет. Для тысяч юных танцоров по всему миру этот фильм - своего рода Библия танца. Он был сделан по заказу ABT?

На самом деле, эта кооперация кино и театра - тот редкий случай, когда балет показан таким, как он есть на самом деле. ABT предложили участвовать, мы согласились, но это не было рекламой нашего театра.

Но, с точки зрения кино как голливудского продукта – почти провал.

Есть другой, не менее популярный фильм «Танцоры» с нашей примой Джули (Julie Kent) и Михаилом Барышниковым. По сути, это – телеспектакль: прекрасный танец и никакого сюжета.

Другая крайность – лауреат Оскара «Черный лебедь», где по мнению профессионалов, слишком много драмы. Еще и скандал с дублершей Натали Портман...

Вы про Сару Лейн? (Sarah Lane)

Да.

Она сейчас здесь, кстати.

Сейчас в мировую прессу взбудоражил скандал, о том, что якобы Натали Портман ради роли в фильме «Черный лебедь» освоила не просто азы балета, встала на пуанты, но и сыграла более 90 процентов танцевальных сцен в фильме.

При этом известно, что в определенном количестве сцен ее дублировала балерина АВТ Сара Лейн.

По словам Сары, на ее счету девять десятых балетных эпизодов, и что сама Натали до сих пор не научилась стоять на пуантах.

Возмущенный режиссер фильма Даррен Ароновски сделал заявление от имени студии Fox Searchlight. Его дотошности можно позавидовать: он с монтажером подсчитал количество балетных сцен и соотношение в исполнении Натали и Сары. В итоге, по его утверждению, из 139 танцевальных моментов 111 пренадлежат Портман.

Последним аргументом в сторону актрисы являются последние кадры в прологе, где героиня 85 секунд в кадре, и там нет компьютерного вмешательства.

Стоит отметить, что оскароносная речь Натали Портман за эту роль длилась достаточно долго, она поблагодарила всех, кроме дублерши...

На самом деле, любому творческому человеку будет досадно, если его работа выдана за успех другого. Что уж говорить о балетных танцорах, которые привыкли быть публичными, стоять на сцене в самом центре внимания.


Да, это обидно. Но в сравнении с той же «Авансценой», где только две актрисы не были балеринами, «Черный лебедь» привлекательнее для зрителя. А балет лучше посмотреть в театре. Я вообще предпочитаю не смотреть такие фильмы. Понимаете, у вас в России (в отличие от Америки) гораздо больше любят балет и искусство в целом. У вас солисты балета - это звезды, а в Америке нами не интересуются.

Поразительно! Ведь в Америке каждая молодая девушка, если пожелает, может стать знаменитостью, за которой будут охотиться папарацци, даже если у нее нет больших заслуг!

Да, к сожалению, это так...

Есть ли предпосылки для развития театра, кроме интеграции жанров?


В Америке сейчас сложная экономическая ситуация – в театр инвестируют недостаточно для развития новых проектов. Даже в России, благодаря поддержке государства, дела обстоят лучше.

Ну, если бы дела в России были так хороши, то, я думаю, не уезжало бы так много российских танцоров к вам в Америку и Европу.

Да, наверное, вы правы.

Так что же надо сделать, чтобы популяризировать балет в Америке?

Об этом надо говорить. Конечно, есть такие фильмы, как «Черный лебедь». Есть ТВ-шоу, это искусство, но не балетное. Многие танцоры не приемлют такую работу, это непрофессионально. При этом телевидение популяризирует балет, просто потому что не каждый сейчас может позволить себе пойти в театр, билеты слишком дорогие.

У нас тоже недешево, но у людей находятся деньги, чтобы пойти не на классический спектакль, а на шоу имени конкретного героя: концерт сомнительного исполнителя, спортсмена с ледовым шоу, даже на поющую балерину.

Поющую балерину? У нас этот жанр не популярен (смеется). У нас танцоры, если и занимаются самопозиционированием, предпочитают телевидение – становятся ведущими, делают танцевальные проекты. Кстати, жених Натали Портман - Бенджамин Мильпье (Benjamin Millepied)– хореограф балета «Тройка», который вы видели, занимался и постановкой танцев в «Черном лебеде». Такая пропаганда жанра и себя мне нравится.

Помимо главных театров в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго, много ли региональных представительств?


Да, с этим проблем нет. Чем больше город, тем лучше театр. Образовательные программы на хорошем уровне. АВТ регулярно проводит мастер-классы. Проблема - в донесении продукта для зрителя.

У нас ходят легенды о вражде солистов в Большом. Как сложно быть первым, какое давление и даже опасность при такой позиции. У вас в труппе есть соревнование?

Может быть, я не в курсе, но, на мой взгляд, мы - команда. Всегда друг друга поддерживаем, тусуемся вместе. Мы - команда. Мы работаем вместе, живем вместе, мы все - хорошие друзья. Врагов среди нас нет.

Беседовали Мария Потоцкая и Татьяна Роднянская.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".