Статья
1535 15 октября 2020 18:05

Большие изменения в экономике принимают форму под тенью COVID

Сегодня происходит смена режима в экономической политике, которая лишает центральных банков той ключевой роли, которую они играли десятилетиями.

Бюджетная политика, которая была не популярна долгое время, оказалась центре внимания в борьбе с COVID-19. Правительства субсидировали заработную плату, отправляли чеки по почте домохозяйствам и гарантировали ссуды для бизнеса. Сейчас многие страны столкнулись с рекордным дефицитом бюджета. Это происходит впервые со времен кризиса 2008. Именно после него в течение десяти лет мы наблюдали постепенный экономический рост.

Уже сейчас государственные расходы, которые снижают уровень пандемического спада, все чаще рассматриваются как очень важный инструмент, способствующий устойчивому восстановлению экономики. Для многих политиков, отвечающих за национальные бюджеты, встает вопрос: как долго государство сможет субсидировать экономику. Сейчас их собственные запреты на наращивание долгов выглядят как главное препятствие, поскольку традиционные барьеры исчезают.

Многих экспертов сейчас беспокоит, что политики будут сдерживать восстановление экономики, выделяя слишком мало средств после выхода из режима борьбы с кризисом. Банк JPMorgan прогнозирует, что большой финансовый импульс для мировой экономики в этом году может обернуться замедлением роста на 2,4 процентных пункта в 2021 году, поскольку программы и льготы для пострадавших от COVID завершаются.

Центробанки, которые не обладают собственными инструментами для подпитки экономики, призывают к увеличению дефицитных расходов, скупке части образовавшегося долга и обещают низкие затраты по займам в далеком будущем.

Бюджетные стимулы оказывают большее воздействие, чем денежные, поскольку в этом случае денежные средства можно направлять напрямую домашним хозяйствам и предприятиям. Плюс, бюджетные стимулы лучше подходят для оказания адресной помощи тем, кто больше всего в ней нуждается в кризисной ситуации, например безработным. Центральные банки могут увеличить покупательную способность экономических субъектов только через косвенный канал — путем изменения цены заимствования средств для банков или же на финансовых рынках.

В Европе, где осторожность в отношении бюджетной политики имеет глубокие корни, потому что Германия боится наращивания государственного долга и инфляции, лидеры стран в этом году сделали большой шаг в направлении объединения своих бюджетных ресурсов (Эту идею давно не удавалось реализовать, и она по-прежнему продолжает сталкиваться с препятствиями, так как пандемия угрожала помешать Европейскому Центральному банку поддержать экономику). Власти Германии заявляют, что в стране не будет возврата к сбалансированному бюджету. Правительство Великобритании начало говорить о повышении налогов для финансирования мероприятий, направленных на борьбу с пандемией. Премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга отметил, что пределов для правительственных заимствований в стране не существует.

После 2008 года большая часть развитого мира оказалась в аналогичном затруднительном положении. Не имея возможности снизить краткосрочные ставки, центральные банки пытались снизить долгосрочные издержки заимствований в результате перехода к покупке ценных бумаг, в основном государственных, так как в период депрессии основным заемщиком в экономике становится правительство.

Правительства также увеличили расходы в ответ на кризис 2008 года. В настоящее время экономисты считают, что переход к политике жесткой экономии произошел слишком рано. Экономический рост начал замедляться еще за десять лет до появления коронавируса. Подход «старт-стоп» «способствовал дискредитации налогово-бюджетной политики» в прошлом, сказал экономист Роберт Скидельски.

После Великой депрессии 1930-х годов большинство правительств стран Запада активно придерживались основ кейнсианской политики. Они направляли бюджетные средства на стимулирование спроса и создание рабочих мест. Но в 1970-е годы этот подход потерпел крах, когда одновременно росли безработица и цены на товары и услуги. Рычаги макроэкономического управления перешли в руки центральных банков с их политикой установления целевых показателей инфляции.

По словам Кэтрин Манн, главного экономиста Citigroup Inc., правительства должны придерживаться налогово-бюджетной политики для достижения не только краткосрочных («выведение экономики из депрессивного состояния»), но и долгосрочных целей, например, снижение неравенства и сокращение углеродных выбросов.

Многие страны придерживаются такого подхода. Некоторые программы восстановления в Европе ставят во главу угла создание рабочих мест и экологическую устойчивость, а Байден обещает выделить на развитие «зеленой» энергетики США около двух триллионов долларов. Появление коронавируса ознаменовало собой завершение процесса изменения режима макроэкономического управления. По словам экономиста Пола Маккалли, мы живем в мире, где доминирует налогово-бюджетная политика.

Источник: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-10-11/the-next-big-shift-in-economics-takes-shape-under... 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".