Комментарий
986 23 января 2010 0:00

Большие батальоны

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров
«Бог на стороне больших батальонов» – это изречение одного французского военачальника XVII столетия, горячо любимое прусским королем Фридрихом Великим и ошибочно приписываемое Наполеону I, – справедливо, разумеется, не только на поле брани. Как, впрочем, и уточнение, автором которого считают Вольтера: «Бог на стороне метких стрелков». 
 
В искусстве сегодняшнего дня «метким стрелком» является (или, увы, не является) художник, тогда как роль «больших батальонов» отведена широковещательным рекламным кампаниям, прежде всего, с использованием телевидения. Ну, и понятно, что «величина батальонов» оказывается с самого начала заложена в бюджет и коррелирует, хотя и не всегда напрямую, с его собственной величиной. 
 
В истекшем году и в самом начале нынешнего «большие батальоны» побеждают только при наличии «метких стрелков» – таков, например, случай «Аватара». И терпят бесславное поражение, стреляя холостыми – случай «Обитаемого острова». О (сомнительной) меткости стрельбы «большого батальона» под названием «Школа» речь шла в нашей предыдущей колонке. А сейчас мне хочется сфокусировать внимание на получивших в последнее время самое широкое распространение маленьких военных хитростях, позволяющих иной раз выдать маленькие батальоны за большие, а беспорядочную стрельбу – за снайперскую. 
 
Примеров много. Тут и стремительная новеллизация только что вышедших фильмов (лунгинский «Царь», роман по которому Алексей Иванов написал только задним числом); и фестивальная суета, едва ли не каждый раз призванная замаскировать обилием участников полное отсутствие публики; и нарастающий вал премий (а значит, и лауреатов) порой самого сомнительного свойства. 
 
Главной новацией закончившегося года стала искусственная нагонка восторженной истерии, прежде всего, через Интернет – то есть практически регулярно запускаемые (разумеется, в сочетании с другими элементами PR-кампании) флэш-мобы. 
 
О всесилии флэш-мобов речь идет в вышедшем пару лет назад романе Александра Житинского «Государь всея Сети» (к сожалению, весьма слабом в художественном отношении). Герой романа, матерый пятидесятилетний блоггер, искусно манипулируя «хомячками», захватывает в конце концов власть в стране. Политический потенциал флэш-мобов и впрямь не стоит недооценивать, но речь сейчас все же не о нем. Та же технология (а по сути дела, политтехнология) применяется сегодня и для раздувания значения тех или иных произведений искусства – причем с особым успехом в тех случаях, когда возникает, провоцируется или симулируется опасность официального запрета. 
 
Так, вновь активно муссируется история с фильмом Павла Бардина «Россия-88», о которой мы уже однажды писали. По тому же шаблону раскручивают все ту же «Школу». Для сравнения: когда несколько лет назад из эфира «НТВ» убрали замечательную «Зону», а потом вернули ее – но уже не в прайм-тайм, а сильно за полночь, – никакого шума не было. 
 
Самый поразительный (и вместе с тем показательный) флэш-моб года связан с «Подстрочником» Лилианы Лунгиной. 
 
Спешно превращенные в книгу после показа документального фильма по «России» безыскусные и малоинтересные мемуары покойной переводчицы «Малыша и Карлсона» были провозглашены чуть ли не «книгой года» в разряде non fiction (а сама переводчица – чуть ли не преемницей Василия Андреевича Жуковского), причем проделали это влиятельные блоггеры, состоящие на службе или внештатно работающие в ряде СМИ, а также сами СМИ, в которых эти блоггеры работают. Прежде всего, речь идет об обозревателе «Эха Москвы» и главном редакторе журнала «Вокруг света» Сергее Пархоменко (сетевой никнейм cook), «по совместительству» являющемся владельцем издательства Corpus, книгу Лунгиной и выпустившего! 
 
Так что, «откуда росли ноги» у данного флэш-моба, догадаться было нетрудно. Политический расчет отсутствовал (кроме очередного повторения абстрактных благоглупостей), торжествовал – и в итоге восторжествовал – коммерческий интерес. Потребные для успеха «большие батальоны» были наспех сформированы из сетевых рекрутов и оффлайновых ландскнехтов (кажется, лишь один Лев Данилкин честно признался, что над «Подстрочником» едва не уснул), а поднятый ими шум успешно сымитировал прицельную меткость стрельбы.
 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".