Комментарий
23 Января 2010 0:00

Большие батальоны

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров
<div>«Бог на стороне больших батальонов» – это изречение одного французского военачальника XVII столетия, горячо любимое прусским королем Фридрихом Великим и ошибочно приписываемое Наполеону I, – справедливо, разумеется, не только на поле брани. Как, впрочем, и уточнение, автором которого считают Вольтера: «Бог на стороне метких стрелков». </div>
<div> </div>
<div>В искусстве сегодняшнего дня «метким стрелком» является (или, увы, не является) художник, тогда как роль «больших батальонов» отведена широковещательным рекламным кампаниям, прежде всего, с использованием телевидения. Ну, и понятно, что «величина батальонов» оказывается с самого начала заложена в бюджет и коррелирует, хотя и не всегда напрямую, с его собственной величиной. </div>
<div> </div>
<div>В истекшем году и в самом начале нынешнего «большие батальоны» побеждают только при наличии «метких стрелков» – таков, например, случай «Аватара». И терпят бесславное поражение, стреляя холостыми – случай «Обитаемого острова». О (сомнительной) меткости стрельбы «большого батальона» под названием «Школа» речь шла в нашей предыдущей колонке. А сейчас мне хочется сфокусировать внимание на получивших в последнее время самое широкое распространение маленьких военных хитростях, позволяющих иной раз выдать маленькие батальоны за большие, а беспорядочную стрельбу – за снайперскую. </div>
<div> </div>
<div>Примеров много. Тут и стремительная новеллизация только что вышедших фильмов (лунгинский «Царь», роман по которому Алексей Иванов написал только задним числом); и фестивальная суета, едва ли не каждый раз призванная замаскировать обилием участников полное отсутствие публики; и нарастающий вал премий (а значит, и лауреатов) порой самого сомнительного свойства. </div>
<div> </div>
<div>Главной новацией закончившегося года стала искусственная нагонка восторженной истерии, прежде всего, через Интернет – то есть практически регулярно запускаемые (разумеется, в сочетании с другими элементами PR-кампании) флэш-мобы. </div>
<div> </div>
<div>О всесилии флэш-мобов речь идет в вышедшем пару лет назад романе Александра Житинского «Государь всея Сети» (к сожалению, весьма слабом в художественном отношении). Герой романа, матерый пятидесятилетний блоггер, искусно манипулируя «хомячками», захватывает в конце концов власть в стране. Политический потенциал флэш-мобов и впрямь не стоит недооценивать, но речь сейчас все же не о нем. Та же технология (а по сути дела, политтехнология) применяется сегодня и для раздувания значения тех или иных произведений искусства – причем с особым успехом в тех случаях, когда возникает, провоцируется или симулируется опасность официального запрета. </div>
<div> </div>
<div>Так, вновь активно муссируется история с фильмом Павла Бардина «Россия-88», о которой мы уже однажды писали. По тому же шаблону раскручивают все ту же<a href="http://actualcomment.ru/daycomment/382/"> «Школу»</a>. Для сравнения: когда несколько лет назад из эфира «НТВ» убрали замечательную «Зону», а потом вернули ее – но уже не в прайм-тайм, а сильно за полночь, – никакого шума не было. </div>
<div> </div>
<div>Самый поразительный (и вместе с тем показательный) флэш-моб года связан с «Подстрочником» Лилианы Лунгиной. </div>
<div> </div>
<div>Спешно превращенные в книгу после показа документального фильма по «России» безыскусные и малоинтересные мемуары покойной переводчицы «Малыша и Карлсона» были провозглашены чуть ли не «книгой года» в разряде non fiction (а сама переводчица – чуть ли не преемницей Василия Андреевича Жуковского), причем проделали это влиятельные блоггеры, состоящие на службе или внештатно работающие в ряде СМИ, а также сами СМИ, в которых эти блоггеры работают. Прежде всего, речь идет об обозревателе «Эха Москвы» и главном редакторе журнала «Вокруг света» Сергее Пархоменко (сетевой никнейм cook), «по совместительству» являющемся владельцем издательства Corpus, книгу Лунгиной и выпустившего! </div>
<div> </div>
<div>Так что, «откуда росли ноги» у данного флэш-моба, догадаться было нетрудно. Политический расчет отсутствовал (кроме очередного повторения абстрактных благоглупостей), торжествовал – и в итоге восторжествовал – коммерческий интерес. Потребные для успеха «большие батальоны» были наспех сформированы из сетевых рекрутов и оффлайновых ландскнехтов (кажется, лишь один Лев Данилкин честно признался, что над «Подстрочником» едва не уснул), а поднятый ими шум успешно сымитировал прицельную меткость стрельбы.</div>
<div> </div>
25 Апреля 2016 Украина и Донбасс
На Украине запретили российские сериалы
 На Украине запретили российские сериалы На Украине запрещен показ еще 34 российских фильмов. Такое решение приняло Госагентство по вопросам кино. Перечень вышеупомянутых фильмов был обнародован на сайте ведомства.
22 Апреля 2016 Украина и Донбасс
ОБСЕ нашла на Украине цензуру
 ОБСЕ нашла на Украине цензуру Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) назвала цензурой запрет властей Украины на показ российских фильмов, снятых после 1 января 2014 года. Под ограничение попадали как художественные картины и телесериалы, так и телевизионные передачи.
21 Апреля 2016 Украина и Донбасс
Украинские власти запретили российские фильмы
 Украинские власти запретили российские фильмы Жители Украины не смогут увидеть в эфире местных телеканалов российские фильмы, снятые после 1 января 2014 года. Под запрет попадают как художественные картины и телесериалы, так и телевизионные передачи.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".