Большие пожары
Роман-головоломка двадцати пяти советских писателей или самый неудачный эксперимент в истории российской литературы.
История российской литературы знает много поражений. Кто сейчас помнит драматурга Кукольника, скажем? Иногда эти поражения литературы окружающие должны воспринимать как свои личные победы. Тот самый случай, когда незнание — сила. До свежего литературного припадка начала девяностых резкий всплеск рождаемости литературных ублюдков новой идеологии от серебряного века был только в двадцатых годах двадцатого века. Многие творения того периода Россия должна забыть как страшный сон. Вы видели пьесу «Башня»? Тот-то же.
Опубликованный тогда же в «Огоньке» роман «Большие пожары» — вполне мог бы остаться в разрозненной подшивке журнала восьмидесяти вековой давности, но нет. Винтаж популярен, винтаж можно продать. Исчерпав запасы Горького и Пастернака жадные до наживы издатели дошли до «дна», публикации развлекательной халтуры вековой давности. Нет, в писательской подработке нет ничего дурного — многие писатели, пишущие под псевдонимами, и сейчас зарабатывают на масло скоропортящейся и дурной литературой. Но публиковать их ещё через 70 лет?
В этом смысле показателен автор предисловия — Дмитрий Быков. Страсть к мертвечине в этот раз Быкову изменила. Он настолько побрезговал нудной, хоть и почётной обязанностью писать предисловие, что поставил в качестве оного свой собственный текст в «Огоньке» бог весть, какой давности.
Самое удивительно, что выпустил роман клуб «36,6», до этого замеченный только успешных, и, да, хороших книг. Остаётся молится, чтобы маркетинговые службы этой организации ошиблись. Нельзя кормить читателя исторически ценной падалью, это просто оскорбительно.