Комментарий
1839 13 июня 2014 18:56

Борьба за будущее

Александр Казаков политологАлександр Казаков

Александр Казаков
политологАлександр Казаков

Власти Донецкой и Луганской народных республик представили «программы первоочередных действий». В частности, они  планируют в ближайшие 2 года создать союзное государство с Россией, провести выборы в Верховный совет, модернизировать промышленность, национализировать украинскую госсобственность. Что касается социальной сферы, то руководство республик займётся вопросами гуманитарной помощи, возвращением беженцев, увеличением пенсий и пособий, уменьшением тарифов на коммунальные услуги. К 2016 году в ЛНР и ДНР планируют достичь уровня жизни, «сопоставимого с уровнем жизни граждан Российской Федерации и Европейского Союза».

Своим мнением по поводу обнародованных программ в интервью с «Актуальными комментариями» поделился директор Центра либерально-консервативной политики им. П.Столыпина и П.Струве Александр Казаков:

- Реально ли воплощение планов по развитию ДНР и ЛНР в жизнь?

- В программах Донецкой и Луганской народных республик приводится хронология, они рассчитаны до 2016 года – если эту хронологию всё время иметь в виду, а не выхватывать отдельные куски из программ, то мне кажется, они вполне реалистичны. Что касается первоначальных мероприятий и программ, запланированных на это лето, то я знаю, что все они выполнимы. Более того, какие-то из них выполняются уже сейчас.

Вопрос, который возникает у всех – где взять деньги на реализацию программ? При этом не учитывается существенный аспект. Несмотря на то, что сегодня налоги из Донецкой республики уходят в Киев, а обратно возвращаются в виде пособий (и то уже не везде, то есть Киев не выполняет своих финансовых обязательств), существует мощнейшая спонсорская поддержка правительств.

Из тех сумм, которые фигурируют в публичном пространстве – донецкое и луганское землячества собрали меньше, чем за 2 месяца более 100 миллионов рублей. Для первоначальных мероприятий, которые прописаны в программе (помощь социально незащищенным слоям населения, минимальное финансирование ополчения и пр.), этого достаточно. А это ведь только начало, сбор средств идет ежедневно. Учитывая тот подъем, с которым в России встречено движение сопротивления, этот поток спонсорской помощи, очевидно, не остановится ни сегодня, ни завтра, ни через месяц.

Те мероприятия, которые Донецкая и Луганская народные республики проводят вопреки финансовым отношениям с Киевом, будут финансироваться из фондов помощи. Что касается системных платежей, которые сейчас плохо, но исполняет Киев, то это вопрос времени. Такого рода решения зависят от политической и военной повестки в том числе.

- А насколько реализация этих программ зависит от России?

- От России реализация этих программ зависит системно. В программе прописаны первоначальные мероприятия, которые должны облегчить жизнь жителям Донецкой и Луганской республик и укрепить новые правительства, но есть и экономические, и политические перспективы этих молодых государств. Они напрямую и системно зависят от России. Экономики двух республик смогут не только сохраниться, но и развиваться при тех мероприятиях, которые прописаны в программах. Самое главное – это контрактование предприятий, которые до сих пор работают, с российскими заказчиками, а также открытие ранее закрытых предприятий. Некоторые из них, как «Азот» или Лисичанский НПЗ, являются системообразующими. При непосредственном взаимодействии с РФ эти предприятия могут быть открыты, и тогда бюджет Луганской области выйдет на уровень как минимум Ростовской области России, что и декларируется в программе.

Со стороны России нужна политическая воля и некая негласная рекомендация российским предприятиям при прочих равных условиях заключать контракты и размещать заказы на предприятиях Луганской и Донецкой народных республик. Я думаю, этого будет вполне достаточно. То, что было сделано в отношении Крыма публично и официально на уровне указа президента, в отношении ДНР и ЛНР может быть сделано заявлением «в Кремле есть мнение». И этого будет достаточно для российского бизнеса, чтобы ориентироваться на эти экономики с расчетом на какие-то будущие преференции и дивиденды. В этом смысле участие России является системным.

- Как известно, ДНР и ЛНР ведут работу по созданию совместной конституции, правительства и парламента. Каковы, на ваш взгляд, перспективы совместного госстроительства?

- Несмотря на ежедневную дезинформацию о том, что в их руководстве все ругаются и чуть ли не стреляют друг в друга, правительство двух молодых республик в ежедневном режиме координирует свою деятельность и взаимодействует. Если это сегодня так, то завтра это тем более будет так. Конечно, этим двум республикам будет проще выстраивать и собственную государственность, и взаимодействие с другими государствами сообща, в каждой экономике есть свои «лакуны», которые «перекрывает» сосед.

Что касается создания совместной конституции, то я считаю это правильным шагом. Зачем писать две конституции, которые будут фактически идентичными? Сам политический контекст диктует необходимость того, чтобы эти конституции были почти идентичными. Между ЛНР и ДНР уже заключён союзный договор, существует «Совет федерации» из 6 человек, сейчас будет создаваться федеральный парламент из большого количества уже избираемых депутатов. Естественно, в этих условиях одна конституция для двух союзных государств более целесообразна.

Поскольку обе республики намереваются в ближайшей перспективе вступать в союзные отношения с Россией (скорее всего, это будет присоединение к союзу России и Белоруссии), то, конечно, лучше это делать одному субъекту, чем наперегонки. Это лишняя суета. Целесообразнее и эффективнее сделать это сообща. В этом смысле у Союза народных республик перспектив больше, чем у каждой из них по отдельности.

- А как скажется непростая обстановка на Украине на реализации намеченного?

- И политическая обстановка, и военная обстановка, и даже обстановка внутри некоторых суверенных и недосуверенных государств (как Украина, например), каждый день оказывает прямое влияние на формирование повестки в Донецкой и Луганской народных республиках, в том числе на реализацию этих планов.

Я не исключаю, что, например, завтра Киев прекратит свои социальные платежи - они же отключают воду, используют фосфорные бомбы, совершают авианалёты. В этом случае то, что прописано в программах на перспективу, нужно будет делать уже завтра. Надо будет завтра «переключать» все предприятия Союза народных республик на создаваемые национальные банки.

Разумеется, политический и военный контексты влияют на эту повестку и реализацию программ. Но люди в руководстве двух молодых республик показали, что они умеют реагировать быстро и качественно.

- По вашей оценке, насколько важно появление этих программ ДНР и ЛНР именно сейчас, в нынешней ситуации на Украине?

- Люди, которые сейчас терпят лишения, должны понимать, за что они страдают. Независимость – это всего лишь ярлык. Люди гибнут в окопах в Донецке и Луганске не за этот ярлык, они борются за лучшую жизнь. И эти программы показывают людям, почему они могут рассчитывать на лучшую жизнь и в плане её уровня, и в плане морального и социального комфорта, без постоянного прессинга со стороны галичан, которые пытаются ассимилировать русских и сделать их украинцами.

В этих программах показаны ближайшие перспективы, то, почему жизнь людей после победы станет лучше, чем была до этого. Это жизненно важно. Люди должны понимать, за что они сегодня терпят лишения и за что они воюют - не за абстрактные понятия, а за лучшую жизнь для себя и своих детей, за понятное будущее.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".