Статья
1477 27 января 2012 23:45

Борьба за «Домодедово»

Основным экономическим трендом недели стало обострение борьбы за контроль над «Домодедово». Вслед за Виктором Вексельбергом интерес к стратегическому активу проявили акционер «Суммы» Зиявудин Магомедов, владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска, акционер «Альфа-групп» Михаил Фридман и совладелец «Металлоинвеста» Алишер Усманов. Учитывая, что неделю назад «Домодедово» разрешили строительство третьей взлетно-посадочной полосы, борьба за компанию будет ожесточенной.

Собственно давление на акционеров «Домодедово» началось после объявление проекта консолидации московский аэропортов. Тогда Владимир Путин предложил объединить «Шереметьево» и «Внуково» в единый комплекс. Предварительная договоренность с мэром Москвы, Минтрансом и Минфином была достигнута весной. На данный момент правительству РФ принадлежит 100% «Шереметьево», а правительству Москвы - 75% «Внуково» (остальное принадлежит частным акционерам).

Причем, помимо госактивов – федерального «Шереметьево» и столичного «Внуково» - в объединенный авиаузел планировалось включить и частный «Домодедово». Бизнес-структура в последние годы испытывает проблемы с обеспечением безопасности, что может спровоцировать смену акционеров резидента.

В прошлом крупные игроки не раз пытались перехватить контроль над «Домодедово». Так, с 2004 года по 2006 год государство в лице Росимущества добивалось в судах расторжения договора аренды аэродромного комплекса от 1998 года между ГУП «Администрация аэропорта Домодедово» и ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», аффилированного с «Ист Лайн». Однако тогда этот спор был урегулирован без смены собственников.

Претензии к «Ист Лайн» традиционно подкреплялись запутанной структурой собственности компании. Аэропортом владеет группа «Ист Лайн», которая принадлежит офшорной компании FML. Номинальными держателями долей в офшоре выступают физические лица - нерезиденты. Однако реальными бенефициарами «Домодедово» являются председатель совета директоров «Ист Лайн» Дмитрий Каменщик и глава наблюдательного совета бизнес-структуры Валерий Коган. До 2010 года именно усилиями последнего удавалось отбиваться от многочисленных аппаратных атак Росимущества и отраслевых игроков.

Тем не менее, с 2008 года Валерий Коган стал терять свои позиции. Ранее предприниматель имел выходы на Минтранс и Администрацию президента (АП). Четыре года назад уход Владимира Путина в правительство привел к кадровой ротации в АП, что существенно снизило аппаратный ресурс Когана. С каждым месяцем бизнесмену все сложнее отбиться от претендентов на «Домодедово» особенно учитывая аппаратный вес потенциальных покупателей.

Первым стратегическим активом заинтересовались «Ростехнологии». Однако в последние месяцы интерес госкорпорации к стратегическому активу стал угасать. На фоне ослабления влияния «Ростехнологий» активизировались операторы авиаоператоры.

Вслед за госкорпорацией присматриваться к авииаузлу стал «Аэрофлот». В последние годы компания испытывает существенное давление со стороны основных аппаратных противников. Еще в конце 2008 года акционеры упомянутой выше «Росавиа» направили письмо в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой лишить «Аэрофлот» роялти за транссибирские перелеты. Напомним, АО как правопреемник советского «Аэрофлота» получает деньги за пролет судов иностранных компаний над территорией России с 1970-х годов. Предложения по лишению компании Виталия Савельева роялти выдвигались неоднократно, однако усилиями Минтранса до 2012 года они успешно «торпедировались». Тем не менее, на фоне многочисленных аппаратных атак и финансовых проблем (из-за отмены роялти) «Аэрофлоту» пришлось отказаться от приобретения доли в «Домодедово». И тогда на сцену вышел Виктор Вексельберг. Предприниматель рассчитывает приобрести актив непосредственно у собственников, не дожидаясь размещения на открытых рынках.

Дмитрий АБЗАЛОВ, Центр политической конъюнктуры

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".