Статья
1282 22 февраля 2011 9:35

Борьба за занятость

Новую актуальность в российской политике получила проблема борьбы с безработицей и развития экономики моногородов: на совещании по проблемам занятости президент напомнил об ответственности глав регионов за ситуацию в этой сфере и выразил готовность Центра к принятию жестких кадровых мер в отношении недостаточно эффективных чиновников разных уровней. В рамках антикризисной программы федеральные власти выделили значительные средства на реализацию программ занятости в регионах, благодаря чему удалось избежать серьезного роста социальной напряженности. На посткризисном этапе на первый план федеральной повестки дня выходит проблема стимулирования региональных властей к повышению эффективности своей работы (в том числе, в процессе осуществления федеральных инициатив). С точки зрения интересов Центра, приоритетным аспектом выступает улучшение социально-экономической ситуации за счет более рационального распоряжения имеющимися ресурсами и более качественного управления на региональном и местном уровне. В сфере занятости востребовано создание новых производств и реальных рабочих мест. Ранее прогресс в решении этой сложной задачи был не столь значителен: основная часть поступивших в регионы «антикризисных» средств обеспечила временный, а не системный эффект (из предлагаемых мер по содействию занятости наиболее востребованной стала организация общественных работ).

Характерный пример перехода от «дотирующих» антикризисных мер к посткризисному стимулированию повышения эффективности - программа поддержки моногородов. Подобный статус в России имеют более 300 населенных пунктов, и в ходе реализации антикризисной программы на их развитие были выделены значительные средства (27 млрд.руб. в бюджете-2010). Однако качественно их освоить в полном объеме не удалось, так как муниципалитеты не справились с разработкой предусмотренных федеральной концепцией проектов - комплексных инвестиционных планов, а общий алгоритм, разработанный Минрегионразвития, потребовал уточнения применительно к конкретным экономическим проблемам. В значительном числе случаев субъекты федерации и муниципальные образования предпочитали получать безвозмездную помощь Центра в виде дотаций (зарезервированный объем средств был распределен полностью), а не кредитные ресурсы, выделяемые под планы развития. В структуре финансового планирования на 2011 г. отдельная программа развития моногородов уже не предусмотрена. Прекращается и практика выдачи бюджетных кредитов администрациям моногородов: качество подготовленных муниципальными властями проектов, претендующих на софинансирование со стороны государства, оказалось недостаточным. Механизм создания инвестпроектов, которые могли бы стать не просто «моделью» для освоения бюджетных средств, а инструментами для развития экономики и создания новых рабочих мест, еще предстоит разработать. Возможно, востребованным окажется привлечение внешних консультантов (в частности, для проведения предпроектных работ, стоимость которых составляет значительную часть «цены» самих объектов в транспортной отрасли, ЖКХ и пр.). Наиболее востребованным механизмом реализации этой идеи может стать государственно-частное партнерство.

На посткризисном этапе финансовая помощь Центра регионам станет, преимущественно, «адресной», при этом условия для получения дополнительных ресурсов (например, кредитных) будут ужесточены. Социально значимая проблематика (безработица, рост цен на товары и услуги и пр.) в  предвыборный год приобретает особую актуальность: стремясь минимизировать угрозы роста напряженности и поддержать стабильность, федеральные власти усиливают контроль за ситуацией на местах. Очередным «сигналом» губернаторам стало выступление президента по вопросам борьбы с безработицей, подтверждение готовности Центра к жестким кадровым мерам – традиционный механизм влияния на глав субъектов, которым зачастую недостает политической воли для качественной реализации федеральных инициатив.

Оксана Гончаренко, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".