Комментарий
1650
19 января 2015 18:50
Бороться с ростом цен путём введения предельных цен — это абсолютно неэффективный способ
экономистСергей Хестанов Вице-премьер России Аркадий Дворкович не исключает введения регулирования цен на продовольствие в случае их длительного роста на 30%. По словам Дворковича, для ускоренного роста цен существуют объективные предпосылки. Вице-премьер пояснил, что это обусловлено рядом причин, в частности, повышением курса доллара и вызванным им увеличением ключевой ставки ЦБ.«Все это, конечно же, закладывается производителями в цену товаров, и этим фактором нельзя пренебрегать», — пояснил первый вице-премьер. Затрагивалась на заседании и тема пригородных поездов.
Экономист Сергей Хестанов в интервью «Актуальным комментариям» отметил, что регулирование цен на протяжении истории не приносило положительных результатов.
«В истории первая попытка регулирования цен была в 1793 году. Во время Великой французской революции парламентарии озаботились проблемой, что многие предметы первой необходимости сильно подорожали. Для борьбы со спекулянтами даже такой термин был специальный — "максимум цен". В историю под таким названием эти положения вошли.
Тем не менее введение максимума цен ситуацию не сильно улучшило. Дело в том, что максимум цен действовал в отношении не всех продуктов питания, а наиболее социально значимых по тем временам. И оказалось очень интересно, что и производители, и торговцы просто отказались производить и торговать теми продуктами, в отношении которых максимум цен действовал, то есть сосредоточились на других. Поскольку никто не хотел работать себе в убыток. Раз чёрный хлеб регулируется, значит вместо чёрного стали печь серый, и всё.
Не приносили положительного результата и неоднократные попытки государственного контроля цен из новейшей истории — это почти весь период существования Советского Союза. Цены на большинство товаров устанавливались планово, они были достаточно низкими, а вот реально купить эти товары можно было в ограниченном количестве.
Как ни странно, на селе в советские времена хлеб продавался не более чем по две булки в руки, потому что он стоил настолько дёшево, что многие его покупали на корм скоту. При той конъюнктуре цен это было выгодно, и соответственно, были ограничения. Либо же просто был дефицит.
Поэтому если реализуется идея установить какие-то предельные цены на отдельные виды товаров, можно, к сожалению, очень легко прогнозировать, что эти товары просто исчезнут с прилавков магазинов.
Бороться с ростом цен путём введения предельных цен — это абсолютно неэффективный способ, который доказал свою недееспособность.
С электричками всё сложнее. Дело в том, что пригородные перевозки железнодорожным транспортом, да и вообще пассажирские, в значительной мере дотируют. И здесь возникают дискуссии, которые, к сожалению, сложно проанализировать объективно, поскольку ценообразование затрат на эксплуатацию, инфраструктуру РЖД достаточно сложны для анализа.
И в результате в некоторых регионах местные власти отказываются выплачивать субсидии соответствующим компаниям, и те отменяют электрички. До тех пор, пока не улучшится прозрачность ценообразования услуг железной дороги, эта проблема будет вечной. То есть даже если откинуть в сторону риторику, объективно оценить себестоимость и, соответственно, прибыль в отдельных подразделениях РЖД, потому что там есть отдельная транспортная компания, которая предоставляет инфраструктуру, и, соответственно, потребную величину субсидий, очень-очень сложно.
По сути проблема сводится к таким жёстким переговорам между представителями РЖД и отдельных регионов. И в некоторых из них компромисс находится, а в некоторых — не удаётся, и в этом случае происходит отмена части пригородного сообщения. Я думаю, что в ближайшее время какого-то устойчивого решения этой проблемы найдено не будет. То есть каждый год будет битва за тарифы. Где-то опять-таки региональные власти смогут договориться со структурами РЖД, где-то не смогут. Но до тех пор, пока структура затрат и себестоимости отдельных услуг РЖД не станет открытой, публичной, аудируемой, надёжной информацией, в общем-то, это явление будет повторяться ежегодно».
3 апреля 2024
Анонс
Отчет правительства в Госдуме
3 апреля планируется выступление Мишустина
в Госдуме с ежегодным отчетом о работе правительства.
28 февраля 2024
Новости
Ужесточение законодательства об иноагентах: что изменится
Госдума в третьем чтении приняла законопроект,
который вводит запрет гражданам и компаниям размещать рекламу на ресурсах иноагентов. Подробнее о новой норме — в нашем материале.
14 февраля 2024
Анонс
Выступление Лаврова в Госдуме
14 февраля глава МИД РФ Лавров выступит
в Госдуме в рамках «правительственного часа».