Комментарий
1650 19 января 2015 18:50

Бороться с ростом цен путём введения предельных цен — это абсолютно неэффективный способ

Сергей Хестанов экономистСергей Хестанов

Сергей Хестанов
экономистСергей Хестанов
Вице-премьер России Аркадий Дворкович не исключает введения регулирования цен на продовольствие в случае их длительного роста на 30%. По словам Дворковича, для ускоренного роста цен существуют объективные предпосылки. Вице-премьер пояснил, что это обусловлено рядом причин, в частности, повышением курса доллара и вызванным им увеличением ключевой ставки ЦБ.

«Все это, конечно же, закладывается производителями в цену товаров, и этим фактором нельзя пренебрегать», — пояснил первый вице-премьер. Затрагивалась на заседании и тема пригородных поездов.

Экономист Сергей Хестанов в интервью «Актуальным комментариям» отметил, что регулирование цен на протяжении истории не приносило положительных результатов.

«В истории первая попытка регулирования цен была в 1793 году. Во время Великой французской революции парламентарии озаботились проблемой, что многие предметы первой необходимости сильно подорожали. Для борьбы со спекулянтами даже такой термин был специальный — "максимум цен". В историю под таким названием эти положения вошли.

Тем не менее введение максимума цен ситуацию не сильно улучшило. Дело в том, что максимум цен действовал в отношении не всех продуктов питания, а наиболее социально значимых по тем временам. И оказалось очень интересно, что и производители, и торговцы просто отказались производить и торговать теми продуктами, в отношении которых максимум цен действовал, то есть сосредоточились на других. Поскольку никто не хотел работать себе в убыток. Раз чёрный хлеб регулируется, значит вместо чёрного стали печь серый, и всё.

Не приносили положительного результата и неоднократные попытки государственного контроля цен из новейшей истории — это почти весь период существования Советского Союза. Цены на большинство товаров устанавливались планово, они были достаточно низкими, а вот реально купить эти товары можно было в ограниченном количестве.

Как ни странно, на селе в советские времена хлеб продавался не более чем по две булки в руки, потому что он стоил настолько дёшево, что многие его покупали на корм скоту. При той конъюнктуре цен это было выгодно, и соответственно, были ограничения. Либо же просто был дефицит.

Поэтому если реализуется идея установить какие-то предельные цены на отдельные виды товаров, можно, к сожалению, очень легко прогнозировать, что эти товары просто исчезнут с прилавков магазинов.

Бороться с ростом цен путём введения предельных цен — это абсолютно неэффективный способ, который доказал свою недееспособность.

С электричками всё сложнее. Дело в том, что пригородные перевозки железнодорожным транспортом, да и вообще пассажирские, в значительной мере дотируют. И здесь возникают дискуссии, которые, к сожалению, сложно проанализировать объективно, поскольку ценообразование затрат на эксплуатацию, инфраструктуру РЖД достаточно сложны для анализа.

И в результате в некоторых регионах местные власти отказываются выплачивать субсидии соответствующим компаниям, и те отменяют электрички. До тех пор, пока не улучшится прозрачность ценообразования услуг железной дороги, эта проблема будет вечной. То есть даже если откинуть в сторону риторику, объективно оценить себестоимость и, соответственно, прибыль в отдельных подразделениях РЖД, потому что там есть отдельная транспортная компания, которая предоставляет инфраструктуру, и, соответственно, потребную величину субсидий, очень-очень сложно. 

По сути проблема сводится к таким жёстким переговорам между представителями РЖД и отдельных регионов. И в некоторых из них компромисс находится, а в некоторых — не удаётся, и в этом случае происходит отмена части пригородного сообщения. Я думаю, что в ближайшее время какого-то устойчивого решения этой проблемы найдено не будет. То есть каждый год будет битва за тарифы. Где-то опять-таки региональные власти смогут договориться со структурами РЖД, где-то не смогут. Но до тех пор, пока структура затрат и себестоимости отдельных услуг РЖД не станет открытой, публичной, аудируемой, надёжной информацией, в общем-то, это явление будет повторяться ежегодно».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".