Статья
1205 14 июня 2012 14:19

«Бороться с самими собой»

Развитие конкуренции остается стратегической задачей государства, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

«Создание условий для того, чтобы в России была честная конкуренция, чтобы у нас происходило так же, как и во всем мире, противостояние монополизму, остается стратегической задачей государства», - заявил Дмитрий Медведев на заседании правительства.

В то же время он отметил, что Россия пока по развитию бизнеса занимает в рейтинге 120 место из 183 стран, передает «Интерфакс».

«Скажем откровенно, ситуация не блестящая, и перед нами стоят весьма сложные, даже амбициозные задачи - подняться как минимум на 40 место в мире с перспективой дальнейшего вхождения в первую двадцатку не позднее 2020 года», - сказал Дмитрий Медведев.

По его словам, достичь такого результата «очень непросто, но можно».

Премьер подчеркнул, что с этой точки зрения очень важная обратная связь с обществом, чтобы понимать, как реализуются принимаемые решения.

Министров же он призвал бороться «с самими собой» для создания лучших условий конкуренции в стране, а не сидеть десятилетиями и отстаивать интересы отраслей.

«Диссонанс, который сегодня все отмечают и вчера отмечали на заседании “Открытого правительства” о том, что мы приняли очень хорошее законодательство, реально хорошее, и все его хвалят, и хвалят работу самого антимонопольного органа, но в то же время у нас состояние конкуренции всем известно. Мягко говоря, оно очень и очень тяжелое. Очевидно, что проблема в нас самих", - заявил он на заседании правительства.

Он добавил: «И это нужно признать по-честному. Потому что значительная часть людей, которые на протяжении десятилетий сидят за этим столом, они не заинтересованы ни в какой конкуренции просто потому, что они отстаивают позицию отрасли, а так быть не должно». Поэтому, если уж и бороться за конкуренцию, нужно начать бороться с самими собой», - сказал премьер.

На заседании Дмитрий Медведев поручил разработать предложения по внесению изменений в программу развития конкуренции в России и план мероприятий по ее реализации до 2015 года.

Он напомнил, что недавно Федеральная антимонопольная служба представила доклад о состоянии конкуренции в РФ. Премьер назвал этот доклад принципиально важным и отметил, что предложения должны быть представлены в правительство на основании этого доклада, который должен быть дополнен аналитическими материалами о состоянии конкуренции в таких ключевых областях, как строительный рынок, рынок нефтепродуктов, электроэнергетика, теплоснабжение, транспорт, связь.

«Считаю необходимым при доработке доклада учесть результаты публичного обсуждения и сегодняшнего заседания правительства», - сказал Дмитрий Медведев.
Он подчеркнул, что совместная работа органов власти, общественных объединений и объединений предпринимателей должна вестись на постоянной основе, передает «Интерфакс».

Напомним, что накануне Дмитрий Медведев обсудил вопросы конкуренции в экономике с экспертами «Открытого правительства». Они высказали свое мнение по подготовленному докладу ФАС.

Представители бизнеса cчитают, что конкуренцию в России необходимо развивать по конкретным отраслям, а в не целом, поскольку в настоящее время заявленные цели не достигаются.

В частности, исполнительный вице-президент ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» Михаил Слободин считает, что доклад фактически не отражает проблем конкуренции в таких отраслях, как розничный рынок электроэнергии, розничный рынок нефтепродуктов, рынок газа. По его словам, рынку тепловых и коммунальных услуг в докладе уделено столько же места, сколько розничному рынку автогрейдеров, хотя эти отрасли по объему занимают более 1 триллион рублей в год.

«Мне кажется, что надо реально концентрироваться по рынкам, это позволит сформировать приоритеты. Надо взять рынки, которые имеют важные и огромные рынки, по 1 триллиону рублей и больше, и по ним пройтись, более глубоко в них разобраться, и, по сути, по ним мониторить ситуацию. Это будет более понятно, предметно, будем собирать экспертов в более концентрированных отраслях. И рынок больше 1 триллиона рублей в год - это самые важные и значимые позиции для страны в целом», - отметил Слободин. Он отметил, что надо концентрироваться на том, какие приоритеты и задачи выполнены и не выполнены, и почему не выполнены.

Комментарии экспертов

Абсолютно согласен с тем, что проблема конкуренции в России - одна из ключевых. Это не позволяет развивать достаточно большое количество секторов, а самое главное, накладывает серьезные финансовые обязательства на покупателей, потому что монопольные рынки приводят к завышению цен.

Решению существующей проблемы мешает несколько обстоятельств. Во-первых, у нас предприниматели зачастую вступают в сговор с властными институтами, которые обеспечивают им слишком комфортное существование на определенных рынках.

Проблема монополии - это всегда проблема государства и его политики в области усиления конкуренции. Монополист всегда пользуется привилегиями, которые дает ему государство. Это не обязательно какой-нибудь рынок, это может быть доступ к госконтрактам там или к чему-то еще - но конкретный бизнесмен получает заведомо лучшие условия.

У нас крайне слабая антимонопольная политика. В этом плане деятельность власти меня, как потребителя товаров и услуг, не всегда устраивает. Антимонопольное ведомство должно быть одним из ключевых в кабинете министров, но иногда кажется, что ФАС побаивается каких-то компаний или считает, что их вес достаточно значим, чтобы их трогать.

Я абсолютно согласен с премьером, что правительству нужно начинать с себя. Проблема монополизма теснейшим образом связана с теми привилегиями, которые государство предоставляет искусственно выбранным любимчикам.

Как ни банально звучит, вопрос повышения конкуренции - это вопрос политической воли. Остается только поверить в искренность намерений власти начать с себя, потому что проблема монополий - это, прежде всего, проблема самой власти.

К сожалению, в российской экономике конкуренция как основная движущая сила прогресса не действует.

Есть два основных фактора, сдерживающих развитие конкуренции. В первую очередь, это огромная монополизация экономики за счет так называемых естественных (а с моей точки зрения- противоестественных) монополий.

Второе – это огромный уровень коррупции. Невозможно конкурировать с компаниями, которые связаны с коррумпированными чиновниками, поскольку те предоставляют приближенным организациям огромные очень выгодные государственные заказы. Невозможно также конкурировать с огромными монополистами, к тому же имеющими доступ к государственным банкам.

На развитие конкуренции могут повлиять два фактора. Первое – это серьезная борьба с монополизацией, а также приватизация целых отраслей российской экономики, которые в значительной степени находятся еще в государственной собственности. Второе – это уменьшение доли коррупции каждого отдельного конкретного чиновника.

Если на этих направлениях будут какие-то результаты, то успех обеспечен. Но без этих двух факторов достичь серьезного прорыва не удастся.

Повышение конкуренции можно начать с реализации тех инициатив, которые уже продекларированы властью. Например, с обеспечения прозрачности структуры собственности для подрядчиков государственных компаний. Достаточно простая, очевидная мера, которая до сих пор не выполнялась и которая способна оздоровить деловую среду.

То же самое касается инициативы о запрете на приобретение непрофильных активов для компаний с высокой долей государственного участия.

Проблема в том, что предпринимательская энергия, здоровое стремление бизнеса к экспансии у нас очень часто уходит в экстенсивное развитие, в игру в поглощение активов для увеличения капитализации или для решения каких-то других задач. При этом интенсивное развитие бизнеса, связанное с технологическим обновлением, остается на заднем плане.

Следующая проблема, о которой власти могут говорить, но в которой пока не наметилось каких-то прорывов, – это защита от рейдерства. Достаточно часты ситуации, когда любой бизнес, включая частный, воспринимается как условное временное владение.

В результате мы вынуждены сталкиваться с поведением предпринимателя как временщика, который понимает, что приоритет нужно отдавать краткосрочным интересам, поскольку в долгосрочном плане он в сохранении своего бизнеса не уверен.

Захват любого бизнеса является лишь вопросом размера финансово-административного ресурса. Меры против этой напасти выработать довольно сложно. Здесь приходится говорить о качестве государственных институтов, судебной системы. Важно этот процесс слияния и поглощения отслеживать в приоритетном режиме.

Нужно говорить о том, что определенные ограничения должны быть наложены в том числе на естественные монополии, на взвинчивание тарифов в самых разных направлениях. Сегодня они чувствуют себя довольно вольготно. Правительство утверждает графики повышения тарифов, не слишком заботясь мониторингом внутренних издержек этих естественных монополий. При этом попытки их дробления саму эту проблему не решают.

Примером можно считать электроэнергетику. Попытка демонополизации, создания конкурентной среды через дробление прежней единой системы только усугубило ситуацию. Демонополизация привела к созданию локальных монополий. Они ведут себя, как монополисты, только усугубляя ситуацию тем, что отсутствуют преимущества единой энергосистемы (в том числе технологические преимущества).

Важно государственное регулирование и понимание, что стимулирование конкуренции -  это всегда добровольное ужатие государства, борьба государства с самим собой, в том числе и более эффективное регулирование государства в тех случаях, когда фактор монополии не устраним.

Прямая обязанность государства - обеспечивать надлежащий контроль над монополией. Этого сегодня не хватает в газовой отрасли, в электроэнергетике и в сфере жилищно-коммунальных услуг, где царят локальные, причем глубоко коррумпированные, монополии.

Проблема конкуренции – это одна из составляющих проблем качества институтов, которые регулируют сегодня хозяйственную жизнь. Общий метод, общий принцип этой проблемы - не уход государства из экономики, а повышение качества институтов на основе достаточно жесткой и последовательной государственной политики по их развитию и реформированию.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".