Статья
1761 22 июля 2014 13:30

Бумага всё стерпит?

Так уж сложилось, что на протяжении всей непродолжительной истории независимости Украины ее Конституция переписывалась всякий раз, когда в стране менялось высшее политическое руководство. И всегда Основной закон перекраивался отнюдь не в интересах народа и государства, а исключительно во благо очередного президента и поддерживающих его олигархических группировок.

Так, например, Леонид Кравчук – единственный, кто руководствовался еще Конституцией УССР. А сменивший его в 1996 году на посту президента Леонид Кучма принял уже максимально удобную для себя Конституцию Украины. Во время правления Виктора Ющенко вступила в силу конституционная реформа 2004-2006 годов. Как известно, тогда Украина стала парламентско-президентским государством. Но занявший в 2010-ом кресло главы государства Виктор Янукович снова вернул Конституцию образца 1996 с сильной президентской властью.

Теперь вот и Петр Порошенко, ставший президентом после государственного переворота, победив на выборах, сама законность назначения которых вызывает большие сомнения, решил, по всей видимости, не нарушать устоявшихся политических традиций. Пятый президент Украины повторяет все то, что с разным успехом проделывали его предшественники, а именно – стремится во что бы то ни стало продавить Конституцию под себя.

Едва Порошенко внес свой проект поправок к Основному закону в Верховную Раду, как практически тут же для всех стало очевидно – его инициативы не находят поддержки в парламенте. Что не удивительно, поскольку Конституция Порошенко фактически устанавливает в Украине президентский диктат.

Главным столпом обсуждаемого проекта выступает децентрализация как альтернатива федерализации, которую еще минувшей весной требовали от Киева жители юго-востока страны. К слову, Донбасс в этом отношении опередил столицу и другие регионы Украины на много шагов вперед – там еще в мае прошел референдум о самоопределении региона, а Донецкая и Луганская Народные Республики провозгласили свою независимость от Киева. 

Между тем Конституция Порошенко основательно пропитана духом унитаризма, ни о какой федерализации в ней, разумеется, нет ни слова. А широко декларируемая хваленая децентрализация выражается в том, что госадминистрации превращаются в штат президентских представителей. Предлагается ввести новую институцию президентского контроля в регионах, которая обещает быть еще более жесткой, чем система «смотрящих» Януковича. И эта институция получает абсолютно нетипичные, неадекватные и ничем не обоснованные функции общего прокурорского надзора.

При этом прокуратура практически исключается из процесса контроля над соблюдением прав человека и гражданина. Кстати, попробуйте угадать, за кем в Конституции Порошенко закрепляется священное право увольнять генерального прокурора, а также руководителей СБУ и еще не созданного Государственного бюро расследований. Правильно, только за ним – за главой государства.

Впрочем, насколько это правильно, в Украине уже всерьез призадумались те, кому действительно есть что терять, и кто привык решать вопросы, скажем так, не всегда исключительно в рамках закона. Представителей украинского крупного бизнеса, существующего, как правило, за счет монополий и коррупции, сильно настораживает, что по новой Конституции Порошенко будет вправе назначать не только руководителей ключевых силовых ведомств, но и главу Антимонопольного комитета, а также председателей и членов национальных комиссии, осуществляющих госрегулирование.

Это означает лишь одно – чтобы сохранить бизнес, с главным боссом придется делиться. Ну, прямо как с Януковичем, только еще больше. Ведь теперь кому быть олигархом, а кому – нет, решать будет сами знаете кто. Правда, только в том случае, если его поправки к Конституции будут одобрены парламентом, а такой тенденции, к сожалению для Порошенко, пока не наблюдается даже близко.

Мы видим обратное: депутаты не спешат голосовать за предложенные президентом изменения Основного закона. «Батькивщина» и «Свобода» практически единогласно обвинили Порошенко в попытке узурпации власти и отказались поддержать его проект. Категорически против регионалы и коммунисты. А из Администрации президента регулярно доносятся чуть ли не угрозы в адрес парламентариев. Их буквально подгоняют пинками, поскольку в АП хорошо понимают – сейчас время работает против Порошенко.

Но нетрудно понять и глубоко возмущенных украинских нардепов, которые недоумевают, мол как так: Порошенко же стал президентом в результате архидемократичного Майдана, а теперь, гляньте, отводит депутатам чуть ли ни часы для внесения его поправок в Основной закон. При этом он не создал ни одного общественного органа по анализу конституционных изменений, а под видом децентрализации хочет получить такие полномочия, которые Януковичу даже и не снились. Ну, совсем не по-европейски поступает.

Впрочем, предлагаемые Петром Порошенко поправки в Конституцию, касающиеся статуса русского языка, тоже демократичными не назовешь даже с большой натяжкой. Проблема дискриминации русского языка в Украине после внесения в Конституцию поправок Порошенко лишь кратно обострится. Усилится ущемление основополагающего права миллионов жителей Украины разговаривать и обучаться на родном для них – русском языке. И здесь речь идет о нарушении не только международных обязательств Украины, но и европейских стандартов. 

Пожалуй, одна из главных проблем заключается в том, что предлагаемый Петром Порошенко проект конституционных изменений совершенно не учитывает мнения востока. Очевидно, что Порошенко стремится закрепить жесткую унитарную модель государственного устройства во главе с авторитарным президентом, отбирающим власть и у парламента, и у правительства. И самое досадное в этой ситуации то, что никакой альтернативы его предложению пока просто-напросто нет. А значит, все либо останется, как было, либо станет еще хуже.

Дарующая президенту Порошенко тотальный контроль над регионами децентрализация, крайне сомнительный статус русского языка, полное управление силовым блоком, а значит и всей страной, наконец, разрушение и без того шаткой парламентской системы и полное ее подчинение своей воле. Такое будущее уже написал для Украины и ее граждан, то есть нас с вами, очередной президент. Вполне вероятно – последний…

Редактор «7 канала» (Одесса) Евгений Димитраш специально для «Актуальных комментариев»

16 апреля 2024 Новости  Ближневосточный конфликт: к чему приведет атака Ирана на Израиль Приведет ли атака Ирана на Израиль к полномасштабному конфликту? С какими проблемами столкнется Украина после расширения мобилизации? Эти и ряд других актуальных политических вопросов обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин во время эфира 15 апреля. «Актуальные комментарии» публикуют полную расшифровку стрима. 12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
КомментарийКомментарий От помощи до подкупа один шаг политологАлексей Чеснаков Оба кандидата на пост президента США все активнее используют украинский конфликт в своих предвыборных кампаниях. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".