Статья
1677 3 декабря 2009 2:31

Бюджет-2010

Основным трендом недели стало принятие бюджета-2010. За последние четыре месяца основной финансовый документ несколько раз корректировался. Причем, его модификация отражала изменение трендов бюджетной политики правительства. 

Первоначальный вариант федерального бюджета предполагал «консервативный сценарий» развития отечественной экономики, поддержанный Минфином. Согласно проекту ведомства Алексея Кудрина госрасходы в массе своей оказались сокращены, однако несколько статей все же получили бюджетные преференции.
 
Осенью согласованный в правительстве «консервативный» бюджет Минфина поступил Госдуму, где был несколько доработан в связи с изменившейся экономической конъюнктурой. В августе-сентябре 2009 года, когда готовился основной финансовый документ, ситуация в отечественной экономике складывалась неоднозначно. На фоне неопределенности Минфин решил перестраховаться и подготовить «консервативный вариант» бюджета. Понять позицию ведомства Алексея Кудрина было не сложно. Министерство в 2009 году уже секвестрировала бюджет из-за того, что недооценило глубину падения экономики РФ. Второй раз сокращать доходы Минфин не собирался, поэтому заложил пессимистический вариант развития событий.
 
Также давление на Правительство оказывало падение налоговых поступлений. Еще летом Федеральная налоговая служба (ФНС) отчитывалась в серьезном отставании от графика пополнения казны, заложенного в бюджет-2009.
 
В октябре-ноябре, когда Госдума приступила к рассмотрению бюджета, экономическая конъюнктура стала более позитивной и предсказуемой, цена на нефть стабилизировалась, а ФНС объявила об увеличении налоговых поступлений.
 
Новые данные заставили правительство скорректировать бюджет-2010. В итоге были увеличены прогнозы по доходам с 6,7 до 6,9 и увеличены основные расходные статьи бюджетов. Уже во втором чтении правительство согласилось на увеличение расходов по нескольким разделам. Так, по разделу «Национальная оборона» финансирование было повышено на 3,7 млрд. рублей, по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - на 2,8 млрд. рублей, «Национальная экономика» - на 41,4 млрд. рублей, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 1 млрд. рублей, «Охрана окружающей среды» - на 60 млн. рублей, «Образование» - на 1,8 млрд. рублей, «Здравоохранение, физическая культура и спорт» - на 1 млрд. рублей, «Межбюджетные трансферты» - на 8 млрд. рублей.
 
Значительная часть дополнительного финансирования (62,3 млрд. рублей) была перекинута из раздела «Общегосударственные вопросы», где Минфином были заложены резервы на случай неблагоприятной экономической конъюнктура в 2010 году. 
 
Еще одним источником допфинансирования стали средства, подготовленные для поддержки банков. В частности, в связи с изменением объема эмиссии облигаций федерального займа для капитализации банков поправки предполагают перераспределение 150 млрд. рублей из 250 млрд. рублей, предусмотренных ранее на эти цели.
 
Фактически расширение финансирования бюджетных расходов свидетельствует переходе от «консервативной» политики госфинансирования к «инвестиционной». При этом инвестиции все еще носят точечный характер и в большей степени обусловлены аппаратным лоббированием федеральных ведомств
 
Цифра дняЦифра дня 70 процентов составит увеличение оборонного бюджета РФ в 2024 году 30 июня 2023 Новости  Дефицит военного бюджета США: проект Палаты представителей на 2024 год сокращает расходы Комитет по делам Вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США принял собственную версию военного бюджета на следующий финансовый год. Проект сокращает расходы на оборону на общую сумму $4 млрд на те закупки, которые уже недофинансированы, отмечает старший научный сотрудник американского аналитического центра American Enterprise Institution (Американский институт предпринимательства, AEI) Элейн МакКаскер.  9 декабря 2022 Новости  Проблемы оборонного бюджета США: оценки экспертов В тексте американского закона об оборонном бюджете есть ряд недостатков, считает старший научный сотрудник американского аналитического центра The Heritage Foundation Майя Кларк. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".