Статья
1207 26 февраля 2009 0:01

Бюджет США

Президент США Барак Обама представит в Конгрессе основные параметры федерального бюджета США на 2010 финансовый год. Обама объявил о намерении сократить бюджетный дефицит в два раза за время своего президентского срока (до 2013 года). В настоящее время дефицит бюджета США составляет 1,3 триллиона долларов, при этом государственный долг США составляет около 10,6 триллионов долларов. Финансирование государственного долга США в значительной степени зависит от покупки государствами мира, в особенности, Китаем, облигаций государственного долга США.

Комментарии экспертов

В целом тенденции бюджетной стратегии США были обозначены в заявлениях представителей американской администрации, и проект бюджета продемонстрирует, превратятся ли они в реальность. Для России, конечно, критически важен размер и разбивка по статьям оборонного бюджета, из чего станут в целом ясны изменения во внешней политике США. Например, сократятся ли расходы на ПРО - в этом году должно начаться строительства радара в Чехии, и сокращение расходов будет означать, что проект заморожен (о возможной заморозке на 5 лет недавно заявили сами чешские власти). Также важен размер ассигнований на закупку новых самолетов. Например, появилась информация, что существенно сократятся или вообще не будут предусмотрены закупки F-22 - единственного самолета, способного в теории конкурировать с российской истребительной авиацией (самолеты четвертого поколения F-15 и F-18 на такое неспособны - это признали сами американцы).

Бюджет США также важен с точки зрения отказа Вашингтона от потребления в большем масштабе, чем производит национальная экономика. Нельзя производить 20% ВВП, а потреблять 40%, как это было до последнего времени. К тому же и 20% - сильно раздутая величина. Американцам необходимо сокращать потребление в четыре раза как минимум, чтобы иметь переговорные позиции в мире хотя бы в среднесрочной перспективе. Но тот политик, который осознает эту необходимость для США, «умрёт» как национальный лидер.

Когда Обама говорил о своих планах снижения бюджетного дефицита, он подразумевал, что сначала этот бюджетный дефицит вырастет, и только потом будет снижен. То есть, сначала он увеличит бюджетный дефицит более чем в два раза, а потом уже будет пытаться его снижать. Пока речь не идёт о строгих обещаниях. Была выдвинута декларация о намерениях. Судить о ней пока ещё очень рано. Реализация этих намерений будет зависеть от того, насколько эффективными будут принимаемые антикризисные меры и какова будет динамика кризиса в ближайшие годы. Поэтому, честно говоря, этот вопрос пока не поддаётся оценке.

Но по моему собственному мнению будет чрезвычайно сложно добиться двухкратного сокращения бюджетного дефицита США. Если учесть, что он в этом году превысит 1 триллион долларов, то даже снижение его в два раза до цифры 500 миллиардов представляется во-первых малореальным, а во-вторых, в любом случае дефицит будет превышать все существовавшие до сих пор бюджетные дефициты в истории Соединённых Штатов. Так как все меры, которые администрация США предпринимает, имеют в основном потенциально инфляционный характер, то возможно говорить о некотором предстоящем снижении этих бюджетных расходов и бюджетного дефицита в сопоставимом ценовом уровне. Но опять же, оценить сейчас, какой будет инфляция на ближайшие три-четыре года не представляется реальным, эти оценки будут иметь сугубо «прикидочный» характер.

Будут ли антикризисные меры эффективными? Каких-то результатов они, конечно, достигнут. Но будут ли они отвечать ожиданиям? «План Обамы» принимается вслед за «планом Полсона». Те меры тоже были достаточно амбициозными, по крайней мере по цифрам, но они уже отнюдь не выглядят эффективными. Крупнейшие экономисты и финансисты США уже всерьёз и прямо говорят о национализации банков и необходимости перевода этих национализированных банков в режим ручного управления, чтобы конкретно направлять деньги для поддержания реальной экономики. Поэтому я думаю, что средств «плана Обамы» может оказаться недостаточно. У меня вообще есть ощущение, что сейчас эти деньги ассигнуются вне всякого расчёта того, как они сработают через три-четыре года или даже через два года, что всё это - затыкание дыр и не более того. Всё это демонстрирует полную растерянность и неспособность вывести экономику из кризисного состояния. Максимум, на что этих денег хватит (но не факт, что их хватит даже на это) – чтобы просто поддержать финансовую систему на плаву и не допустить её прямого банкротства.

Замечу, что если мы будем всерьёз эти вещи коментировать, то абсолютно бессмысленно говорить только о мерах, которые связаны с бюджетными ассигнованиями. Дело в том, что Федеральный резерв США с осени фактически перешёл на чистое печатание денежной массы. В этом нетрудно убедиться, если сравнить осенние и летние данные о балансах Федеральной резервной системы. Всего за какие-то там два-три месяца обязательства Федерального резерва подскочили на целый триллион долларов. Это, заметим, деньги, которые идут не по бюджетной линии. Известно, что уже были объявлены планы Федеральной резервной системы о том, чтобы приступить к прямой скупке не только государственных, но и многих частных обязательств на рынке. Фактически это означает практически неконтролируемый процесс монетарной накачки экономики внебюджетными средствами.

Поэтому, если просуммировать все эти цифры – бюджетный дефицит и работу печатного станка Федерального резерва – то мы увидим, что в рамках годовых мер поддержки будет израсходована сумма, многократно превышающая размер бюджетного дефицита США. И все равно этих денег оказывается недостаточно. На страницах американской прессы мы видим сугубо панические коментарии. И у меня есть все основания предполагать нереальными планы о снижении бюджетного дефицита, тем более ещё в пределах первого срока президентства Обамы.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".