Статья
29 Октября 2010 14:03

Бюджетные думы

<p>Основным трендом недели стало обсуждение бюджета-2011 в Госдуме. Финансовый документ страны рассчитан на осторожный рост экономики и предполагает значительные резервы для развития. Фактически увеличены основные статьи бюджета, связанные с госзаказом. Традиционно данные направления индексировались на размер инфляции, однако на этот раз рост по большинству направлений превышает 10%. Так, значительные объемы заложены на «Охрану окружающей среды», «Физкультуру и спорт» и «Национальную оборону». Первое и второе направления относятся к двум федеральным проектам – экологическому (президентскому) и олимпийскому (премьерскому). «Национальная оборона» отдельная инициатива, пролоббированная Минобороны Анатолия Сердюкова и «Ростехнологиями» Сергея Чемезова.<br />
<br />
Параллельно с увеличением госфинансирования оборонки выросли расходы на инвестиционные проекты. С началом кризиса именно эти статьи Минфин резал в первую очередь. Неудивительно, что финансирование долгосрочных проектов в 2010 году снизилось более чем на 15%. Падение госрасходов серьезно ударило по частным инвесторам, которым пришлось замораживать строительство на стратегических объектах из-за отсутствия денежных средств.<br />
<br />
В среднесрочной перспективе ситуация должна измениться. Согласно утвержденным в первом чтении параметрам бюджета, на реализацию инвестпроектов в 201 году планируется направить 551,8 млрд рублей в рамках 54 ФЦП, в 2012 году - 457,6 млрд рублей (50 ФЦП), в 2013 году - 419,7 млрд рублей (41 ФЦП). При этом сокращение количества федеральных целевых программ будет происходить параллельно с введением Минфином государственных долгосрочных целевых программ (ГДЦП). На последние с 2012 года будет приходиться до 90% расходов федерального бюджета.<br />
<br />
Помимо расширения проектно-целевого финансирования правительство рассчитывает поддержать отдельные госкомпании, работающие в стратегических регионах.<br />
<br />
Серьезные преференции в рамках бюджета-2011 предоставят «Газпрому». Документ предусматривает субсидии монополии в размере порядка $800 млн. Субсидии газовой монополии предоставлены на покрытие разницы между ценой приобретения газа у оператора проекта «Сахалин-2» и установленной ценой газа на входе в газотранспортную систему Сахалин—Хабаровск—Владивосток в целях его поставки энергосбытовым организациям Дальневосточного региона. Фактически это компенсация разницы между закупочной ценой газа у подконтрольной «Газпрому» Sakhalin Energy и тарифами Федеральной службы по тарифам (ФСТ), по которым планируется продавать этот газ Владивостокской ТЭЦ-2. Сумма субсидий разбита по годам: на 2011 год - 1,885,7 млрд рублей, на 2012 год - 11,162 млрд рублей, на 2013 год - 11,494 млрд рублей.<br />
<br />
Финансовая поддержка окажется своевременной для «Газпрома». Особенно в контексте требований правительства обеспечить газом энергосистему Дальнего Востока. При этом работать в регионе для отечественной монополии было крайне невыгодно. Бюджетные преференции гарантируют «Газпрому» сбыт своего газа с Сахалина по экспортным ценам до 2013 года с возможностью пролонгации, если региональные и экспортные цены не выровняются.<br />
<br />
Параллельно с принятием бюджета Минфин подготовил ряд инициатив по изменению Бюджетного кодекса, которые осенью подписал Дмитрий Медведев. Соответствующий закон был принят Госдумой 24 сентября и одобрен Советом Федерации 29 сентября. Фактически изменения сохраняют действующую систему «ручного управления» федеральной казной. Так, поправки в Бюджетный кодекс РФ продлевают до 2014 года норму о приостановке формирования из нефтегазовых доходов государства резервных фондов и направление этих средств в полном объеме на покрытие дефицита бюджета. Новые поправки также продлевают до 1 января 2014 года действующее приостановление норм, которые устанавливают предельный размер общего объема источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в размере одного процента прогнозируемого ВВП. Таким образом, до начала 2014 года размер общего объема финансирования дефицита не будет ограничен одним процентом ВВП.<br />
<br />
Фактически предложения Минфина позволят правительству сохранить значительные объемы госдоходов за счет Резервного фонда, региональных бюджетов и прибыли ЦБ. Несмотря на наличие экономического роста, правительство оставит под контролем рычаги антикризисного управления. Таким образом, государство пытается перестраховаться в предвыборный период от ухудшения экономический конъюнктуры. И при незначительном резервировании ужесточает само администрирование федеральной казны.</p>
<p><em><strong>Дмитрий Абзалов</strong>, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев</em></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".