Статья
2592 27 августа 2012 13:04

Чечня и Ингушетия хотят провести границу

Территориальные проблемы двух соседствующих республик Северного Кавказа – Чечни и Ингушетии – прибрели общефедеральную огласку через заявления первых лиц республик. Выяснилось, что граница между двумя субъектами Федерации определена не четко, что вызывает напряженность в отношениях соседей.

Сначала «Интерфакс» распространил сообщение пресс-службы президента Чечни Рамзана Кадырова о том, что руководство республики намерено поднять на федеральном уровне проблему установления административной границы с Ингушетией.

Этот вопрос был обсужден на совещании у главы Чечни.
 
«Участники встречи проинформировали, что должностными лицами Ингушетии предпринимаются шаги, направленные не только на юридическое закрепление на территориях, которые чеченскими властями осознанно оставлялись как межреспубликанские, но и захват новых земель, вклиниваясь вглубь ЧР», - говорится в сообщении.
 
В нем отмечается, что «при этом делаются ссылки на какие-то бумаги, якобы подписанные Джохаром Дудаевым».
 
Кадыров подчеркнул, что «эти действия носят провокационный характер». «Всем известно, что Сунженский район, значительные территории Малгобекского района являются частью Чечни. Если российскими законами, руководством России режим Дудаева признан незаконным, незаконными признаны все его соглашения, указы и распоряжения, то о каком договоре с Дудаевым в Ингушетии ведут речь? Если же что-то связанное с границей, признается имеющим законную силу, то нужно признать законность Дудаева, его преступного режима и всего, что он творил. Признать, что Ичкерия была государством», - сказал Кадыров.
 
Он подчеркнул, что «на самом-то деле все разговоры о наличии какого-то документа о линии административной границы между двумя республиками, согласованной с Дудаевым, являются выдумкой и ложью».
 
Между тем, отметил глава Чечни, «межевая линия, которую мы никогда не проводили и которой никогда не интересовались, изо дня в день, из месяца в месяц двигается внутрь Чечни».
 
«Только в районе Горагорска в одностороннем порядке проведено размежевание, в результате чего к ранее отрезанным от Чечни землям дополнительно посягнули на сотни и тысячи гектаров», - сказал Кадыров.
 
«Мы при этом проявляли сдержанность. Но аппетит растет, и идет процесс захвата новых и новых территорий Чечни. Если кто-то не понимает человеческого языка, мы шутить не позволим», - заявил он.
 
Обращаясь к председателю правительства Чечни Абубакару Эдельгериеву, он потребовал «строго предупредить руководителей расположенных рядом госхозов и иных должностных лиц, чтобы ногой не ступали за пределы своей исконной территории». «Иначе мы призовем к порядку. Для этого есть все основания», - отметил Кадыров.
 
Он напомнил, что «становится известно о фактах официальных обращений ингушских властей в федеральный центр с просьбой передать все новые и новые территории из соседних районов ЧР».
 
Кадыров отметил, что «в течение последних лет искусственно проводится линия на резкое изменение демографической ситуации на исконно чеченских землях». «В частности в Малгобекском районе ускоренными темпами строятся новые поселки. Мы прекрасно понимаем для чего это делается», - сказал глава Чечни.
Кадыров заявил, что в Чечне «по-прежнему ценят дружбу и братские отношения с ингушским народом, но вынуждены в соответствии с законом заняться четким определением линии административной границы между двумя республиками». «Это, наоборот, укрепит добрососедство и исключит возможность, кому попало двигать линию границы», - сказал глава республики.
 
«Вопрос установления административной границы между республиками я подниму на федеральном уровне. Если две республики, два субъекта Федерации разошлись, то между ними действительно должна быть четкая граница. Это необходимо для хозяйственной деятельности, для налогообложения, для работы правоохранительных органов, природоохранной деятельности», - подчеркнул Кадыров.
Требования Кадырова прокомментировал глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, который, как выясняется, не против определения административной границы и даже поддерживает предложение своего коллеги из соседней республики.
 
Административная граница между Ингушетией и Чеченской республикой должна быть определена, это необходимость, заявил он «Интерфаксу».
 
«Административную границу между Ингушетией и Чеченской республикой надо было сделать давно. На сегодняшний день у нас существуют границы между муниципальными образованиями обеих республик, в рамках которых мы живем. Но наличие административной границы между двумя субъектами, убежден, еще больше скрепит наши отношения и исключит третью силу, которая в той или иной степени пытается поссорить наших людей», - сказал глава Ингушетии.
 
Он подчеркнул, что для народов Ингушетии и Чечни «административная граница не создаст, на мой взгляд, каких-либо препятствий во взаимоотношениях, они традиционно были, есть и будут всегда близкими».
 
Напомним, что до 1992 года Чечня и Ингушетия существовали в рамках одного административно -территориального образования. В 1992 Съезд народных депутатов Российской Федерации постановил преобразовать Чечено-Ингушскую Республику в Ингушскую Республику и Чеченскую Республику. Затем последовали две чеченские войны – 1994-1996 годов и 1999-2001 годов. 
Комментарии экспертов

Хотя бы формально границы между субъектами Федерации, конечно, должны существовать. Другое дело, что все конфликтные ситуации и все противоречия, связанные с границами и землями, должны решаться совместно с федеральным центром, но никак не в одностороннем порядке, когда один из субъектов Федерации начинает, скажем, устанавливать границу так, как он считает необходимым. Такой подход чреват возникновением межрегиональных конфликтов.

Что-то подобное мы видели в свое время в Советском Союзе, когда началось изменение границ между Арменией и Азербайджаном и возник конфликт вокруг Нагорного Карабаха, а потом полыхнула вся страна. Поэтому Москве следует внимательно подходить к проблеме территориального разграничения. Она должна держать руку на пульсе и быть инициатором каких-то процессов, а не идти вслед за разворачивающимися событиями.

В противостоянии между Чечней и Ингушетией мы видим некое отсутствие влияния федерального центра, который самоустранился и никак не пытается обозначить свою позицию или, по крайней мере, погасить страсти, которые вокруг этого нагнетаются.

Нужно понимать, что, с учетом федеративного характера современной российской государственности, от административных границ мы никуда не денемся. Формально границы обязаны существовать. Если существует унитарное государство, то в нем действуют совершенно другие принципы, хотя и там в той или иной степени существуют разграничения: дорожные указатели свидетельствуют о территориальных границах. То есть в любом случае существуют хоть и формальные, но барьеры и перегородки.

Поэтому четкие границы между республиками в нынешних условиях не являются такой уж серьезной проблемой, поскольку пока насущной проблемы сепаратизма в России мы не видим. Но с другой стороны, все-таки свою ложку дегтя в бочку федерального меда такого рода споры добавляют.

Наша самая большая проблема – недостаток горизонтальных связей между регионами. Речь идет о связях и хозяйственных, и чисто человеческих, и транспортных…

Между субъектами Федерации мало связей в основном из-за транспортных препятствий. Чтобы попасть из Уфы в Казань, надо лететь через Москву. Вот это действительно реальные проблемы. А то, что между субъектами Федерации могут быть более чем административные границы, типа квазигосударственных, так это просто будет идти против Конституции и нарушит целостность территории нашей страны.

Возможны разве что ограничительные меры, когда речь идет о каких-то малых сообществах. Скажем, ввоз алкоголя на определенные территории может быть ограничен. Есть такой мировой опыт. Общины, которые из-за того, что не восприимчивы к алкоголю, устанавливают свои таможни. Но эти таможни – не государственного масштаба.

Подобная практика была в свое время и в Советском Союзе. Были ограничения в период промышленных сезонов, типа «сухого закона» на Колыме.

Что касается перемещения, свободного передвижения людей, то это гарантировано Конституцией России.

Сейчас есть четкие административные границы между регионами. Сейчас есть и земельный кадастр. И нет сомнений, что каждый субъект будет бороться за свою землю.

Вот, например, Москва решила увеличить свои территории за счет другого субъекта. Но другие города вряд ли последуют ее примеру. Пересмотр административных границ возможен, но для этого требуется согласие двух субъектов Федерации, между которыми меняется граница, и, наконец, решение высшего органа федеральной власти. Изменение границ между субъектами у нас конституционно определено и носит довольно сложный характер.

На Кавказе между субъектами Федерации границы определены. До сих пор нет четкой границы лишь между Чечней и Ингушетией, да и есть не решенная до конца проблема между Ингушетией и Северной Осетией из-за Пригородного района.

Вообще, внутри одного государства надо не границы менять, а жизнь улучшать. Не стоит проливать кровь за то, чьи флаги будут развеваться над местными сельсоветами.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".