Статья
1704 24 июля 2014 10:32

Человеческий фактор

После трагических событий в Московском метрополитене последовали ожидаемые отставки, задержания, проверки технического состояния метро и качества исполнения обязанностей сотрудниками.

«Актуальные комментарии» обратились к техническому директору Тбилисского метрополитена Левану Отаровичу Мехришвили с вопросами о трудности управления и поддержания необходимого уровня функционирования такой сложной системы, как метрополитен.

Тбилисский метрополитен, так же, как и Московский, строился также во времена СССР, и сейчас насчитывает 26,3 км линий, которых всего две, и 22 станции.

- Тбилисский метрополитен является членом содружества метрополитенов и производственных  предприятий Международной ассоциации «Метро», куда входят также метрополитены России, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана и Казахстана. Когда случаются какие-либо серьезные нарушения, Ассоциация рассылает официальную информацию и рекомендации, на что обратить внимание. На основании этого рекомендательного письма издается приказ, и т.д.

После событий в Московском метро мы у себя еще раз всё проверили. По причинам аварии в Москве было две основные версии: подвижное сооружение упало с вагона или стрелки перевода. Мы всё это проверили. И я уверен, что все метрополитены сделали то же самое.

- Как Вы относитесь к тому, что называется «человеческим фактором»?

- Понимаете, сейчас, до результатов расследования, говорить об этом очень и очень сложно. У нас есть такая грузинская пословица – «кувшин сам никогда не принесет воду». Этот конкретный «человеческий фактор» мог быть десятилетиями, и один из миллиарда случай принес такую трагедию.

- В российских СМИ некоторые «эксперты» выступают с критикой политики назначения руководителя Метрополитена, акцентируя внимание, что Иван Беседин перешел в Московское метро из РЖД, как и ныне назначенный Дмитрий Пегов. Насколько принципиально различаются технологическая инфраструктура и управление метро и железнодорожного транспорта?


- Это не одно и то же, но очень близкое. Так скажем – братья, но двоюродные. Во-первых, у РЖД не такая интенсивность поездов, во-вторых, метро – это замкнутое пространство, замкнутая система туннелей. В управлении нет какой-то принципиальной разницы.

Я лично знаком с господином Бесединым, он очень компетентный, очень осторожный и внимательный в принятии решений, последовательный человек. Но раз случилось такое происшествие.. Я знаю его как очень порядочного человека. Хоть его и отправили в отставку, но после такого ужасного происшествия он бы сам там не остался чисто из человеческих соображений, морали. Произошла страшная трагедия.

- Леван Отарович, расскажите, как у Вас технически обслуживается метро, обновляются составы?

- Мы пошли путем модернизации подвижного состава. Ну, конечно, по сравнению с Московским метрополитеном у нас не такие большие аппетиты, но на 90-95% модернизировали подвижной состав. Основные узлы, где максимально требуется сохранение безопасности, у нас поддерживаются в отличном состоянии. И продолжаем со вниманием относиться к нашей материальной базе.

Модернизация вагонов проводилась в основном в Москве на совместном заводе – Заводе по ремонту подвижного состава. Результатами всегда были довольны, никаких проблем никогда у нас не было.

Сами подземные сооружения содержатся в соответствии с инструкцией, подразумевающей определенный контроль и своевременные работы. При необходимости привлекаем специалистов, выполняющих какие-то специфические работы.

- А как в Тбилисском метрополитене обстоят дела с открытием новых станций?

- Самая молодая станция у нас была открыта в 1989 году. Через два года будет новая станция. У нас есть одна «недостройка», сейчас объявлен международный тендер, победитель которого будет известен в течение месяца. Будет три полноценных перегона и конечная станция на нашей Сабурталинской линии. Проектировали очень серьезные люди, специалисты международного уровня.

В 90-е годы у нас было очень большое отставание. А потом основные инвестиции пошли на обеспечение максимальной безопасности пассажиров и функционирования поездов. Это самый важный аспект работы метрополитена, и мы этого добились. Сейчас возрос поток пассажиров, это связано с большим притоком туристов, и мы стараемся сделать все, чтобы гостям у нас было комфортно. В этом направлении мы стараемся сделать и более комфортную, красивую обстановку станций и вестибюлей метрополитена.

- Сталкиваетесь ли Вы с проблемой людских «пробок» в часы пик, что для Московского метрополитена настоящая головная боль?

- У нас в час пик тоже есть такая проблема, но, конечно, не таких масштабов, как в Москве. Здесь единственный выход – развитие инфраструктуры и развитие метрополитена. Действуют определенные нормы, которые определяются и проектными мощностями. Например, есть нормы интервалов движения поездов. Я знаю, что Московский метрополитен в час пик работает на пределе. Есть нормы количества вагонов в составе, которые также диктуют свои границы. Но этим занимаются не эксплуатирующие службы, а компании, которые строят метро, городские власти, которые рассматривают это в комплексе общей инфраструктуры города.

- Электронные билеты, wi-fi – что из современных технологий, используемых и Московским Метрополитеном, есть и у вас?


- У нас давно, еще с 2010 года используются только и только электронные карточки. Вы можете купить карточку, положить на нее необходимую для проезда сумму, а если карточка вам не нужна – сдать ее и уплаченные за карточку деньги получить обратно. Оплата проезда на метрополитене у нас скооперирована с оплатой проезда на автобусе, и стоит это 50 тетри (9,5 руб, в Москве 28 руб – ред.), за эти деньги Вы в течение полутора часов можете пересаживаться на другой вид транспорта без дополнительной доплаты. Это очень удобная система оплаты.

Wi-fi на наших станциях уже есть. Сейчас идут работы для его обеспечения в туннелях, и уже через месяц-полтора человек сможет полноценно пользоваться интернетом во всем метро.

Наталья Захарова  специально для «Актуальных комментариев»

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".