Статья
16 14 Октября 2009 0:01

Человек в глобальном мире

Новый школьный учебник от лояльных по отношению к современному политическому курсу учёных. Почему он избежал скандала?

Комментарии экспертов

В которой уже раз начнём с банальной установки: преподавание гуманитарных дисциплин в школах априорно политично и несёт в себе бодрый заряд идеологии.

Большинство конечно помнит скандально известную книгу для учителя истории, соавтором которой был сотрудник «Фонда эффективной политики» Павел Данилин. Тем не менее, напомню, что скандал вокруг, в общем-то, ничем не примечательного документа разгорелся из-за главы посвящённой деятельности И.В. Сталина, в которой сам Сталин определялся как эффективный управленец.

Вышедшие недавно в свет в том же что и «книга для учителя» издательстве «Просвещение» учебники обществознания для десятого и одиннадцатого класса, соавтором которых является известный своими лояльными по отношению к политическому курсу страны взглядами популярный политолог Леонид Поляков, по идее, тоже должны были вызвать у параноидальной части оппозиционной общественности тревогу. Однако, не вызывают. Почему?

Не в последнюю очередь потому, что сам Леонид Владимирович Поляков никаким местом не пропагандист, а всё-таки серьёзный учёный. Как следствие, его книги редко заточены под эпатирование общественности и почти всегда носят спокойный аргументативный характер. Учебники обществознания — не исключение.

К безусловным достоинствам «Человека в глобальном мире» (название учебника) относится попытка (довольно успешная) выстроить целостную модель мировосприятия человека в современном мировом политическом пространстве. Этому в равной степени служат и сама структура текста: базовые нормы философии, геополитики, политологии, даже краткий курс навигации в Интернете, и различные «фишки»: удачно подобранные цитаты, открывающие каждую главу (от Лукьяненко и до Дидро), например или «котлеровское» краткое содержание главы для повторения.

В этом смысле, пожалуй, наиболее ярко высвечивается основная содержательная проблема теста. Несмотря на очень широкий и, как это ни странно, достаточно ёмкий охват дисциплин, учебник написан под «данный конкретный момент».

Признавая динамичность окружающего пространства, напоминая о ней как прямым текстом, так и косвенными примерами (таблицами уровня капитализаций компаний и др.) учебник, по сути, обречён едва ли не на ежегодное переиздание. Я не был бы склонен назвать данную ситуацию — «недостатком». Это скорее необходимый шаг для того, чтобы раз и навсегда отойти от формата стандартного школьного учебника, по которому можно без особых изменений учиться 20 лет так, будто в мире ничего не происходит. Учебник должен постоянно изменятся, если он описывает то, что изменяется (это вторая за день банальность). Этак, возможно, учебник Полякова — первый шаг к переходу на электронные учебные пособия, кто знает. Кстати, определённая дотошность авторов при анализе существующих мировых проблем (например, образования, в т.ч. и в России) приводит иногда к курьёзам. Например, Ваш покорный слуга сильно расстроился, когда ознакомившись со списком ВУЗов, которые воспитывают государственную элиту, понял, что самому ему в эту элиту не войти. Очень обидно.

Если же прекратить перечислять достоинства и всё-таки перейти к недостаткам, то основным будет, пожалуй, просто чудовищная вёрстка. Нет, человеку получающему, скажем, высшее образование, иллюстрации в книге как-то не очень нужны. Но как можно готовить по книге выполненной исключительно в чёрно, сине, белых тонах — это хорошая задача для учителя.

В остальном же, подчеркну, учебник получился удачным. Во всяком случае, необычным.

Л. Г. Ионин, Л.В. Поляков, «Обществознание. Человек в глобальном мире», М.: «Просвещение», 2009 — 368 с.


© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".