Статья
22 Июля 2010 15:26

Чиновники должны видеть основной смысл своей деятельности в соблюдении и защите прав и свобод человека

Разработан проект Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации.

Данный Кодекс представляет собой общие принципы профессиональной служебной этики и основных правил поведения, которыми должны руководствоваться госслужащие независимо от занимаемой должности.

«Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной службы, уважительного отношения к госслужбе в общественном сознании», - говорится в проекте Кодекса, с которым можно будет ознакомиться на официальных сайтах Минздравсоцразвития и кадрового резерва.

В проекте отмечается, что служащие должны исходить из того, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов госвласти и госслужащих.

Они не должны оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам, организациям и должны быть независимыми от какого-либо влияния и исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению своих обязанностей.

«Соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и иных общественных объединений», - отмечается в проекте.

Кроме того, госслужащие должны проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию, а также воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнения в их объективном исполнении обязанностей, и избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету государственного органа.

Согласно разработанному документу, государственные служащие не должны использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность органов, организаций и иных лиц при решении вопросов личного характера.

«Воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности госорганов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности госслужащего», - отмечается в нем, при этом подчеркивается, что они должны относиться уважительно к деятельности представителей СМИ и оказывать содействие в получении достоверной информации.

В проекте отмечается, что госслужащие призваны: «Воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в СМИ, от обозначения в иностранной валюте стоимости на территории РФ товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами РФ, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров гос- и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга».

При этом в документе есть оговорка, что это не касается случаев, когда данная информация необходима для точной передачи сведений либо предусмотрена законодательством РФ, международными договорами и «обычаями делового оборота».

Госслужащий несет ответственность за несанкционированное разглашение конфиденциальной информации, которая стала ему известна в связи с исполнением должностных обязанностей.

В проекте Кодекса оговариваются правила служебного общения и этика поведения госслужащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями, по отношению к другим служащим.

В частности, отмечается, что недопустимы «любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка и так далее», пренебрежительный тон, грубость, заносчивость, угрозы, оскорбительные выражения или реплики.

За нарушения положений Кодекса, отмечается в документе, госслужащий несет моральную ответственность, а также иную, предусмотренную законодательством РФ.

Сотрудники госорганов также должны будут соблюдать требования к антикоррупционному поведению, которые прописаны в разработанном Кодексе этики и служебного поведения госслужащих.

Согласно документу, госслужащему вменяется в обязанность «противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике».

Статья 5 Кодекса целиком посвящена требованиям к антикоррупционному поведению госслужащих. В ней, в частности, указывается, что сотрудник госорганов при исполнении служебных обязанностей «не должен допускать личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов». При назначении на должность он обязан заявить о возможности наличия у него личной заинтересованности, которая может повлиять на исполнение должностных обязанностей.

Согласно документу, госслужащие обязаны предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством РФ.

Им также вменяется в обязанность уведомлять начальство, органы прокуратуры или другие госорганы обо всех попытках склонить их к совершению коррупционных правонарушений. Сообщение о таких фактах является должностной обязанностью госслужащего, подчеркивается в документе.

Сотрудники госорганов не в праве получать вознаграждение от физических или юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей. Подарки, полученные ими в связи с официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ и передаются по акту в госорган, за исключением случаем, установленных российским законодательством.

В целом, как отмечается в проекте Кодекса, госслужащий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральное законодательство и не должен допускать «нарушение законов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам».

За нарушение положений Кодекса госслужащий несет моральную ответственность, «а также иную ответственность, в соответствии с законодательством РФ».

По словам руководителя администрации президента РФ Сергея Нарышкина, этот типовой кодекс поведения госслужащих должен являться инструментом профилактики коррупции в рядах госслужащих и повысить эффективность работы государственных служащих, а также задать стандарты антикоррупционного поведения государственных служащих.

Руководитель администрации президента подчеркнул, что разработка такого документа соответствует международным обязательствам России, в частности, конвенциям, к которыми присоединилась Россия.

«Предполагается, что этот кодекс будет принят как типовой, сегодня его проект был одобрен, и на основании типового, модельного проекта каждый орган государственной власти может и должен разработать и принять свой собственный кодекс служебного поведения, который бы учитывал некоторые специфические особенности того или иного органа государственной власти», - сказал глава администрации президента РФ.

При этом он отметил, что Счетная палата и Генпрокуратура такие документы уже разработали и применяют их.

Касаясь вопроса правоприменения этого кодекса, Нарышкин отметил, что, как предполагается, принятый в конкретном государственном органе кодекс служебного поведения войдет в трудовой договор, который работодатель заключает с государственным служащим, нарушение норм служебного поведения будет являться поводом для рассмотрения работодателем вопроса об административных взысканиях, вплоть до увольнения с работы.

«Этот типовой кодекс будет распространяться и на муниципальных служащих», - добавил Сергей Нарышкин.

По его словам, «прежде всего, этот типовой кодекс должен быть окончательно одобрен, это скорее всего состоится в октябре, после доработки, с учетом сегодняшнего обсуждения на заседании Совета по противодействию коррупции под председательством президента РФ».

Отвечая на вопрос о том, в какие сроки будет внедряться этот типовой кодекс, Нарышкин отметил, что речь пойдет об определенном переходном периоде, который будет назван после того, как этот кодекс поведения будет одобрен окончательно.

На вопрос о том, какие антикоррупционные законы могут быть приняты в ближайшее время, руководитель администрации президента ответил, что в настоящее время находится в разработке документ, который касается открытости деятельности государственных органов власти, подчиненных президенту, прежде всего, силовых структур.

«Но этот документ сначала будет обсуждаться на совете при президенте», - уточнил глава администрации.

Поясняя, что именно подразумевает понятие «открытость» деятельности госорганов, Сергей Нарышкин уточнил, что данный документ регулирует, как именно информация должна быть доступна обществу о деятельности данных структур.

7 Июля 2017 Анонс
Саммит G20
 Саммит G20 7-8 июля в Гамбурге соберутся лидеры стран «Большой двадцатки». Уже запланированы встречи президента России с Мун Чже Ином, президентом Южной Кореи и Эммануэлем Макроном, французским лидером. Не исключена и встреча в формате «нормандской четвёрки».
14 Июня 2017 Новости  Большинство украинцев оценили ситуацию в стране как хаос Большинство жителей Украины (85 %) считают, что их страна находится в состоянии хаоса, 75% согласны с тем, что Украина - на стадии распада, таковы данные исследования, проведенного социологической группой "Рейтинг".  11 Июня 2017 Анонс
Парламентские выборы во Франции
 Парламентские выборы во Франции 11 июня состоится первый тур парламентских выборов во Франции, второй – 18 июня. Будут избраны 577 депутатов, СМИ предсказывают кардинальные изменения конфигурации парламента и победу партии, которую ранее возглавлял Эммануэль Макрон. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".