Статья
880 20 июля 2010 11:47

Christie's заявляет о подлинности «Одалиски»

Аукционный дом Christie's пока не нашел оснований считать подделкой картину Бориса Кустодиева «Одалиска», за покупкой которой, по данным СМИ, стоит российский бизнесмен Виктор Вексельберг.

«Мы очень серьезно относимся ко всем предположениям касательно подлинности той или иной работы, проданной на торгах Christie's. Данное полотно было возвращено нам только в ноябре прошлого года. Анализ картины, предпринятый с того момента, подтвердил верность нашей первоначальной атрибуции», - говорится в официальном заявлении Christie's, которое цитирует «Интерфакс».

Как отмечается документе, аукционный дом еще не завершил исследование и считает «открытие судебного процесса по данному вопросу преждевременным».

«Тем не менее, так как фонд "Аврора" решил передать дело в суд, не дожидаясь завершения повторной экспертизы с нашей стороны, у нас нет другого выбора, кроме как отстаивать свою позицию», - заявляют в Christie's.

Как сообщали ранее некоторые СМИ, Верховный суд Великобритании рассматривает иск к Christie's, от которого требуют вернуть деньги за приобретенную на торгах в 2005 году картину «Одалиска», оказавшуюся подделкой. За данной покупкой, по данным СМИ, стоит В.Вексельберг.

В 2009 году эта картина была опубликована в каталоге подделок произведений живописи, который выпускался под эгидой Росхранкультуры. Экспертизу полотна проводили специалисты Научно-реставрационного центра им. Грабаря, Русского музея и Третьяковской галереи. Все они подтвердили факт подделки.

Комментарии экспертов

По-другому и быть не могло. Christie’s будет отрицать любые сомнения в уровне своей внутренней экспертизы, ведь на кону - репутация крупнейшего аукционного дома.

Современная аукционная торговля стоит на двух китах - домах Christie’s и Sotheby's. При выставлении картины или иного произведения искусства на торги, проходит длительная и многоступенчатая процедура верификации подлинности работы. Обычно в оценке того или иного лота задействованы наиболее профессиональные оценщики, зачастую специализирующиеся на узком сегменте мира искусства и являющие собой своеобразную последнюю инстанцию проверки подлинности.

Само то, что оценка аукционного дома поставлена под сомнение – это скандал. Конечно, не приходится говорить о том, что таких случаев не бывало ранее. Просто каждый из них – это вопиющее событие, и обычно все заинтересованные стороны стремятся не раздувать публичной ссоры, разрешая острые ситуации за кулисами, вдали от глаз широкой публики.

Сам факт того, что российская экспертиза дала отрицательное заключение на работу, мог не значить многого. Ведь экспертиза, например, Третьяковской галереи неоднократно была замешана в каких-то темных историях, связанных с неправильной оценкой подлинности, что привело к падению престижа российской оценки. Но, все же, Кустодиев – это российский мастер, и нахождение его работ в наших музеях, конечно же, придает вес заключениям отечественных инстанций. Сравнение с иными произведениями художника – один из путей оценки спорной работы, который зачастую выявляет фальшивки.

Посмотрим, чем закончится данная история. В любом случае, вынужден отметить, что пострадает репутация всех заинтересованных лиц.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".