Статья
4 Марта 2016 9:46

Что стоит за назначением Рудени?

Кремль в преддверии выборов продолжает укреплять проблемные регионы. Назначение нового тверского губернатора (формально – «исполняющего обязанности») Игоря Рудени – шаг в этом направлении.

Предыдущий глава области Андрей Шевелев был назначен в 2011 году (одновременно с тульским губернатором Груздевым, с которым одновременно и ушел). Надо заметить, что Тверская область – вообще трудный регион, с которым не справился ни один из ее губернаторов. Самый первый – Владимир Суслов, проиграл выборы в 1995, на которые пошел, будучи уверен в своей победе, и которые специально ему для этого разрешили провести. Следующий губернатор – Владимир Платов, закончил разгромным проигрышем в 2003 и уголовными делами. Дмитрий Зеленин за восемь лет также ничего не добился, и, начав с шумного пиара, завершил карьеру главы региона весьма бесславно.

Сменивший его Андрей Шевелев к моменту назначения обладал совсем малым управленческим опытом – три года вице-губернаторства в Рязани. Пиком его военной карьеры была должность командира роты суворовцев. Но как Герой России он был востребован в общественных организациях, а затем рекомендован в Госдуму, куда прошел по списку. К Тверской области Шевелев имел опосредованное отношение – он проживал в ней в детские годы. При нем область не была заметна в СМИ, равно как и ее губернатор. Особых успехов достигнуто не было, скандалов, напротив, становилось все больше, и последние год-два стремительно нарастала критика губернатора, так что его отставка «по собственному желанию» была вполне ожидаемой.

Стоит отметить, что в отличие от представления Дюмина, когда был приглашен предшественник – Груздев, во встрече президента с Руденей Шевелев не участвовал. АП необходимо крепкое и беспроблемное управление регионом, особенно накануне выборов. Почему же выбор был сделан в пользу Рудени?

Во-первых, среди местной элиты не нашлось никого, чье бы назначение могло гарантировать решение вышеотмеченных задач. Упоминавшийся в ряде СМИ лидер фракции ЕР в Госдуме Владимир Васильев не подходит как по возрасту, так и по имеющемуся у него опыту – он политик, а не хозяйственник. Таким образом, Тверскую область ожидает уже третий «губернатор-варяг» подряд.

Во-вторых, Руденя уже слишком долго работал на своем посту в аппарате правительства и перерос свою должность, а соответствующих его опыту и амбициям должностей в Москве не было.
В-третьих, его опыт работы главы департамента АПК предполагает разнообразные межведомственные связи и знание основных игроков в правительстве, что с учетом дотационности региона должно послужить решающим фактором в решении его проблем.

В-четвертых, он трудился замминистра сельского хозяйства как раз при Медведеве, когда тот курировал нацпроект в АПК, и был вторым человеком в министерстве, что также должно обеспечить прямой выход на главу правительства.

В-пятых, эффект «свежей крови» всегда положительно действует в краткосрочной перспективе, Руденя может оказаться «локомотивом», вытягивающим кампанию «Единой России», а сам одержать победу сравнительно беспроблемно на губернаторских выборах.

К возможным проблемам нового главы региона можно отнести следующее:

1. Тверская область – не аграрная территория, там нет плодородных почв, это типичное Нечерноземье. Сельское хозяйство занимает лишь малый процент местной экономики.

2. У Рудени нет политического опыта, а только предпринимательский и чиновничий, тогда как ему придется значительную часть времени уделять именно связям с общественность, депутатами, политическими партиями, много общаться со СМИ.

3. Судя по первым откликам на тверских форумах, его назначение не вызывает никакого энтузиазма у местного населения. Оно разочаровано предыдущими губернаторами, в т.ч. варягами, и не ожидает никаких перемен к лучшему. А в условиях кризиса их добиться будет чрезвычайно трудно.

Само назначение Рудени знаменует собой ряд тенденций в российской региональной политике. Вслед за Дюминым губернатором становится неполитическая фигура. При этом оба должны идти на выборы. Таким образом, подчеркивается незначительная роль партий в кадровом менеджменте, то, что расстановка управляющих регионами – всецело в руках президента. «Единая Россия» так и не стала партией власти и ее задача сводится к инструментальной функции – обеспечить голосование за представленную кандидатуру, дать ей политическую поддержку.

«Справедливая Россия», хотя и располагающая в регионе такой фигурой, как А.Чепа, не получила взамен ушедшего Ильковского никакой должности в региональном управлении. Видимо, в предвыборное время это сочтено нецелесообразным, могущим дезориентировать избирателя. Также, возможно, это и свидетельство «опалы» «эсеров».

То, что Руденя – малоизвестная фигура, в известном смысле – «темная лошадка», свидетельствует о довольно короткой кадровой скамейке в распоряжении Кремля. АП хочет контролировать ситуацию в регионах, но не может найти в них достойных людей, и из центра также командируются не имеющие отношения к политике люди.

Также обращает на себя внимание роль Минсельхоза как поставщика кадров – достаточно вспомнить назначения Козлова в Орловскую область, Гордеева в Воронежскую, Митина в Новгородскую.

Максим Артемьев специально для «Актуальных комментариев»

Другие статьи автора
____________

Читайте также:
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".