Статья
176 17 ноября 2008 14:58

Что лучше для демократии?

Как повлияет на российскую демократию увеличение срока полномочий президента с четырех лет до шести, а Государственной думы - с четырех до пяти? Перед тем как отвечать или разбирать ответы, нужно определиться с пониманием демократии.

Нет сколь-либо "общепринятого" и тем более "нормативного" определения у демократии. Да оно и не нужно. Сила современной демократической идеи как раз в поливариантности ее интерпретации. Разумеется, есть свои константы. Подход, ставящий под сомнение целесообразность либо исключающий саму возможность участия граждан во власти, демократическим никак не назвать. В остальном же была и должна быть полная свобода. Иначе получится "недемократично".

Итак, сторонники традиционного понимания демократии как народовластия (прямого и опосредованного представительством) - в первую очередь левые всех изводов - уверены, что удлинение сроков полномочий выборных органов и должностных лиц недемократично. Поскольку нация - суверен, то чем реже проводятся выборы, тем реже она реализует свои суверенные права, а значит, тем меньше демократии "на выходе".

У либералов подход другой, но вывод они делают ровно такой же. Они нисколько не верят ни в какой "народный суверенитет" и народовластие, хотя постоянно норовят апеллировать к ним в различных дискуссиях. Суть демократии, по их мнению, заключена в конкурентной выборной процедуре. Упор делается именно на конкурентности. Соответственно чем реже практикуется конкурентная процедура, тем меньше конкуренции и опять же меньше демократии.

Допустим, однако, и третий подход, не возводящий демократию в "народно-суверенный" абсолют и не низводящий ее к процедуре. Демократия - это комплекс институтов и практик, обеспечивающих гражданам политические права и свободы, включая право открыто обсуждать государственные дела и право участвовать в управлении государством; организующих учет их интересов и мнений при принятии и реализации государственных решений. Демократия закрепляет зависимость власти от нации, обязывает властвующих артикулировать и внедрять волю нации. С этой точки зрения демократия обязательно востребует развитую, сильную и устойчивую властную организацию. Без нее демократия попросту невозможна.

В свою очередь, властная организация формируется на основе традиций политической культуры и корректируется с учетом текущей и стратегической конъюнктуры. Бывает, в частности, что межпартийная конкуренция не ослабляет власть и даже укрепляет ее. Бывает и что конкуренция ограничивается через установление двухпартийных или полуторапартийных систем и т. д. Демократии это не мешает. Тут нет единых для всех правил, кто бы что ни утверждал.

Российская политическая культура очень "центрична", централизация власти у нас - и потребность, и благо, и ценность. В текущей ситуации, заданной, с одной стороны, потребностями модернизации страны, а с другой - мировым финансовым кризисом и его последствиями, возникла необходимость обеспечить дополнительную устойчивость высшей власти и одновременно расширить ее горизонт планирования. Одна только "Программа 2020" рассчитана на 12 лет... Отсюда, собственно, инициатива по увеличению сроков полномочий президента и Госдумы.

Естественно, речь не идет о том, что после принятия конституционной поправки демократии будет больше. (Вообще, все эти подсчеты "больше-меньше" крайне сомнительны.) Но укрепятся властные институты, имеющие электоральную, то есть демократическую легитимность. Следовательно, наша демократия станет эффективнее.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".