Статья
16 Февраля 2009 8:51

Что получим на выходе

<div class="text">
<p>В настоящее время все интеллектуальные и
политические ресурсы ведущих стран мира задействованы в борьбе с
глобальным кризисом. Однако при всей трудности и неопределенности
развития современной социально-экономической ситуации следует помнить:
кризисы рано или поздно кончаются, причем, как правило, развитые
экономики выходят из них гораздо более сильными и агрессивными. Как в
условиях войны дальновидные политики обсуждают устройство грядущего
мира, так и в условиях кризиса следует обсуждать принципы
посткризисного устройства экономики.</p>
<p>Эти вопросы должны быть не только темой для экспертных обсуждений.
Предстоящая встреча G20 в Лондоне также могла бы помимо текущей
антикризисной борьбы и технических проблем совершенствования
регулирования финансовых рынков обсудить более общие вопросы правил
игры: принципов экономической политики в посткризисном мире.</p>
<p>Ниже хотел бы обозначить несколько вопросов, которые представляются
мне ключевыми для осмысления экономико-политических контуров
посткризисного мира.</p>
<p>Первое. Как укрепить и легитимировать частную собственность? Вопрос,
который станет особенно актуальным после масштабных национализаций
последних месяцев. Дело не только в национализациях. Деятельность
властей ставит под сомнение важнейший принцип рыночной экономики —
ответственность человека за принимаемые им решения. Конечно, и раньше
бывало так, что государство приходило на помощь крупной корпорации или
банку, если считало это необходимым по политическим или социальным
соображениям. Однако сейчас мы имеем дело с массовым спасением частных
структур и соответствующим наращиванием доли государственной
собственности. Левые политики видят в этом крах капитализма и
неизбежность прихода на смену ему новой социально-экономической
формации. Впрочем, такое случалось уже неоднократно — и последний раз в
1970-е гг., когда советская пропаганда твердила о новом этапе «общего
кризиса капитализма», вместо которого произошел крах как раз
коммунистической системы.</p>
<p>Однако проблема выхода из широких национализаций будет исключительно
актуальна. Сохранение высокого уровня государственного присутствия в
экономике обернется серьезными проблемами для роста и эффективности
адаптации к новым технологическим вызовам.</p>
<p>Особую роль будет играть проблема нового издания приватизации в
России. Было бы важно воспользоваться этой ситуацией, чтобы преодолеть
последствия революционной приватизации 1990-х гг., которая, будучи с
политической точки зрения исключительно эффективной, не смогла
обеспечить должной легитимности сложившихся отношений частной
собственности. Иными словами, необходимо быть готовым к новому этапу
приватизации активов, причем более эффективной с социальной точки
зрения.</p>
<p>Второе. Какова должна быть новая мировая финансовая архитектура? Как
оптимальным образом совместить в ней глобальную конкуренцию с развитием
системы глобального (но не избыточного) регулирования — регулирования,
которое смогло бы в будущем исключить саму возможность превращения
людей (равно как и целых государств) в заложников глобальных финансовых
спекуляций и пирамид?</p>
<p>Широко распространено мнение, согласно которому нынешний кризис
произошел от недостатка государственного регулирования. Это по крайней
мере неточно. Кризис произошел из-за неэффективности существующих
механизмов регулирования. Дело не в том, достаточно его было или нет, а
в качестве регулирования и надежности соответствующих институтов.
Усиление госрегулирования при неэффективности его институтов никак не
приведет к искомому результату. Это означает, что уже сейчас необходимо
выработать инструменты регулирования финансовых рынков, адекватных
финансовым инновациям XXI в.</p>
<p>Кроме того, очень важно не путать регулирование финансовых рынков с
централизованным регулированием производства. С большим трудом и после
немалых экономических потерь уходило человечество в ХХ в. от попыток
построения централизованных хозяйственных систем. Дерегулирование в
основном состоялось, и никакой кризис не должен вернуть нас к
вульгарному дирижизму прошлого столетия.</p>
<p>Третье. Насколько устойчивой окажется конструкция G20? И не следует
ли подкрепить ее формированием региональных институтов экономической
(возможно, и политической) координации? Несомненно, что региональное
сотрудничество в глобальном мире должно расти, становясь важнейшим
фактором предотвращения кризисов и обеспечения устойчивого роста.</p>
<p>У этого вопроса есть и другой аспект. За последние месяцы все чаще
поднимается вопрос о появлении новой парадигмы — G2: имеются в виду США
и Китай. Конструкция, которая экономически сложилась за последнее
десятилетие и которую Нейл Фергюсон иронично назвал «химерикой»
(Chimerica = China + America). Экономическое взаимодействие может со
временем быть дополнено политическим. Во всяком случае, на эту тему
недавно практически одновременно высказались Генри Киссинджер и Збигнев
Бжезинский — политики, представляющие обе главные политические партии
США. Если события пойдут в этом направлении, мир со временем приобретет
существенно новые очертания.</p>
<p>Четвертое. Каковы оптимальные модели развития систем образования и
здравоохранения? Для нас несомненно, что именно инвестиции в человека
являются сегодня приоритетом правительства любой страны. Не менее
очевидно, что развитие этих секторов требует не только денег, но и
формирования эффективных институтов, принципов и правил их
функционирования, адекватных вызовам XXI в. Это тоже тема, достойная
«двадцатки», дальнейшее развитие которой должно бы зависеть от
финансовых и экономических вопросов к координации усилий в сфере
человеческого капитала, выработки новых моделей и стандартов его
развития. Если, конечно, G20 сохранится как фактор мировой политики.</p>
<p>Уже сейчас пора задуматься о контурах и основаниях социальной,
экономической и политической жизни посткризисного мира. Набор вопросов
достаточно очевиден. На них надо дать ответ — и чем скорее, тем лучше.</p> </div>
<p> </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".