Д. Абзалов: Итоги 2008 года
«Актуальные комментарии» вместе с ведущими российскими политологами и экспертами подводят итоги 2008 года и предлагают прогнозы на новый 2009 год.
Мнение ведущего эксперта ЦПКР Дмитрия Абзалова.
фотография Дениса Хохлова (с) http://www.denis-khokhlov.ru/
Ключевым событием года стала активизация экономического кризиса в мире. Как и в большинстве стран проблемы у России начались с банковского сектора. Следом обрушился фондовый рынок. Позднее эстафету подхватила промышленность. Основной удар пришелся по экспортоориентированным отраслям (ТЭК, металлургия), рынкам, зависимым от долгосрочного финансирования (строительство, ритейл) и потребительной активности населения (автомобилестроение).
Поддержка Правительством экономики состояло из трех этапов и преследовало различные цели.
Первый пакет госфинансирования в начале осени получили госбанки. В этот период основной целью поддержки являлось помощь финансовой системе. В конечном счете, массового банкротства банков удалось избежать, но до реальной экономики выделенные деньги так и не дошли.
Второй пакет предназначался непосредственно отраслям экономики. Он предполагал четыре процесса: рефинансирование внешних задолженностей (через ВЭБ), расширение госзакупок (автомобилестроение, строительство), защита от иностранных конкурентов (повышение пошлин, приоритет российских товаров при госзаказе) и снижение налогов (налог на прибыль, амортизационные вычеты, перенос сроков реформирования ЕСН, таможенная пошлина по нефти). Все инициативы второго пакета вошли в так называемый Антикризисный план Правительства, утвержденный 7 ноября.
Третий пакет предназначался для конкретных компаний. Им должны быть представлены госгарантии по кредитам. Соответствующие суммы должны быть зарезервированы в бюджете 2009 года. Список компаний готовит Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики Игоря Шувалова. В список федеральный список вошли 400-500 компаний. Еще около 1000 компаний будет представлено регионами.
Эволюция антикризисного управления (от помощи банкам к конкретным компаниям) предполагает усиление пирамиды вице-премьеров в структуре Правительства. Именно заместители премьер-министра инициировали большинство антикризисных мер Кабмина. При этом роль министров существенно упала. Аппаратный вес руководителей служб и агентств был сведен к нулю. Исключением стали Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Росимущество.