Комментарий
183 17 декабря 2008 0:27

Дальний, Дальний Восток

События во Владивостоке вызвали у нашей «несогласной» оппозиции нездоровое нервное возбуждение. Еще бы, пока они устраивают в пределах Садового кольца цирк на полтора инвалида, где-то там далеко, почти что на краю земли, Настоящие Народные Протесты. Массовые. Хорошо организованные. Какие никакому Каспарову и не снились. Вот бы взять и попользовать.

Есть правда и более трезвые голоса тех, кто понимает, что въехать в либеральный рай на подержанной японской иномарке несогласным не светит. Вот, к примеру, госпожа Литвинович пишет в своем блоге: «Почему вышли рассерженные люди в Приморье? Они вышли потому, что власть залезла в их карман, забирает у них значительную часть заработка, грубо говоря — власть бьет по вопросу физического выживания... Почему выходят несогласные? Несогласные выходят не из-за экономических проблем, а из-за политических. Потому что именно политические проблемы порождают экономические».

Автор, правда, забывает о том, что в ту эпоху, когда власть находилась в руках политических единомышленников несогласных, народные протесты по поводу того, что залезли в карман и поставили далеко за грань выживания, были повсеместными на всем пространстве от Калининграда до Уэлена — нынешним не сравниться. Именно поэтому одна форма протеста принципиально не поддается конвертации в другую. Обворованный гражданин может выйти на улицу с протестом против того, что плохо работает полиция, но он никогда не пойдет протестовать против нарушения прав вора на адвоката и апелляцию.

Правда, с Дальним Востоком всё еще сложнее. Там, отчасти, складывается ситуация «вор у вора дубинку украл». Конечно, существуют транспортные проблемы, связанные с перевозкой изделий отечественного автопрома на Дальний Восток, но советская власть с ними как-то справлялась. Во-первых, не давая ничего ввозить извне, во-вторых, за счет фактического субсидирования отечественного производителя. Однако «везти далеко» — это, все-таки не главный аргумент. Дальневосточный автобизнес — это огромное по масштабам предприятие, вокруг которого кормятся сотни тысяч людей. Сбыт подержанных «японок» стал не только местным промыслом, но и своего рода хобби. Любой дальневосточник расскажет вам, чем просто битая машина отличается от «утопленницы», то есть попавшей в регулярное японское наводнение.

Вторым отличающимся столь же серьезным своеобразием занятием является браконьерство и вывоз в Японию рыбы, краба и икры. Браконьеры — главные авторитеты во многих местах, полубандитские понятия — главный закон малых и средних городов и поселков. При этом, никаких сицилийских законов — просто люди выживают, как могут. Когда людям мешают выживать, они и на автомобиле будут протестовать, и за дробовик, ежели что, возьмутся.

Между тем, наша административная машина слишком привыкла существовать за счет одной нехитрой операции. Когда-то Александр I говорил, что если он где-то видит проложенную людьми тропинку, там он велит проложить дорогу. Наш чиновник выдумал гораздо более интересный вариант — там, где он видит тропинку, он ставит на ней пост ГАИ и начинает взымать плату с проходящих — чаще всего коррупционную. Никакого отношения к устроению «общественного блага» этот нововыставленный пост, разумеется, не имеет, и ничего кроме ненависти вызвать не может.

Со злоключениями дальневосточного авторынка все выглядит именно так. Спору нет, было бы общественным благом, наладить по России нормальную транспортную сеть, при которой везти машины с Волги окажется не сильно дороже, чем из Японии. Было бы чудесно создать внутренний рынок, который поглощал бы с выгодой для продавцов всю качественную дальневосточную икру (именно качественную — раскрою страшный секрет, то, что продается в московских магазинах, что интересно — прежде всего, в «элитарных», под именем красной икры — несъедобно и съедобным быть не может по определению). Но... Заниматься этим сегодня никто не будет. Тем более что у страны есть две сотни более неотложных дел.

И при этом все попытки чиновничества изобразить грабеж пополам с недомыслием — не только ложь, но и, с учетом геополитическое специфики дальневосточного региона, политическое преступление.

Егор Холмогоров, главный редактор сайта «Новые Хроники»

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".