Давайте объединяться
Сотрудничество России с республиками постсоветского пространства может выйти на новый уровень. О растущем внимании Москвы к интеграционным процессам в СНГ общественности рассказал Владимир Путин в статье «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня» для газеты «Известия». В статье, помимо ретроспективного взгляда на процесс формирования СНГ и анализа текущих тенденций в Содружестве, предлагается создание обновленного механизма кооперации на «новой ценностной, политической и экономической основе» - Евразийского Союза.
Таким образом, российское руководство подчеркивает важность экономической интеграции в рамках СНГ, которая становится приоритетным направлением работы Москвы на постсоветском пространстве. Одной из ключевых проблем, с которыми сталкивается Россия при выстраивании отношений с ближайшими соседями, является сложность в поиске общих точек соприкосновения интересов. В последнее время эти отношения характеризует высокая степень конфликтности, а наличие существующих проблем часто приобретает затяжные формы. Кроме того, нерешенность проблем сопровождается центробежными тенденциями в рамках нынешнего интеграционного формата – СНГ, что также не способствует оптимизации имиджа Содружества как современного и влиятельного образования.
Евразийский Союз, по всей видимости, как раз и призван компенсировать недостаток значимости СНГ, а также придать новое звучание российской политике на постсоветском пространстве. После того, как была раскрыта интрига-2012, инициативу Владимира Путина о создании нового интеграционного объединения в СНГ можно рассматривать в терминах обновления российской стратегии по данному треку на среднесрочную перспективу. Латентной целью создания Евразийского Союза может оказаться попытка России предотвратить ползучую экспансию Китая в ряд республик СНГ, причем не только в направлении Центральной Азии, но и западнее (высокую инвестиционную активность Китай демонстрирует, например, в Белоруссии).
Тема расширения интеграционных программ была продолжена первым заместителем председателя Совета Федерации Алексеем Торшиным. Из уст сенатора прозвучала идея создания на пространстве СНГ аналога Европейского суда по правам человека в Страсбурге, призванного «ускорить и удешевить судебные процессы».
Несмотря на то, что ни первый, ни второй проекты пока не обрамлены в четкие организационные формы, активизация Москвы в данном направлении свидетельствует о стремлении российского руководства компенсировать снижение своего присутствия в СНГ за последние несколько лет. В то же время, пока остается неясной целевая аудитория будущих институциональных образований. По всей видимости, ставка делается, прежде всего, на Казахстан и Белоруссию как тесных российских партнеров по большинству объединений в рамках СНГ, и, прежде всего, по Таможенному Союзу.
Однако если экономическая интеграция не вызывает острых противоречий у участников ТС, то политическое сближение может столкнуться с рядом существенных преград. Прежде всего, с растущими претензиями Казахстана на субрегиональное и региональное лидерство. С учетом того что инициатива создания Евразийского Союза впервые была озвучена еще в 1994 году президентом РК Нурсултаном Назарбаевым, попытки Москвы замкнуть идею евразийского единства на себе рискуют встретить неодобрение казахстанского руководства. Например, идея создания Евразийского Союза (на экономической платформе) была развита Назарбаевым еще в 2009 году в статье под названием «Евразийский экономический союз: теория и реальность» все для тех же «Известий».
Второй преградой может оказаться недоверие со стороны республиканских элит к очередной российской инициативе, особенно в свете центробежных тенденций и стремления многих республик выстраивать отношения с Россией по принципу двусторонней кооперации.
Евгения ВОЙКО, Центр политической конъюнктуры России