Комментарий
1029 14 января 2011 14:07

Пользователь политики

Михаил Бударагин публицистМихаил Бударагин

Михаил Бударагин
публицистМихаил Бударагин

2011-й год должен стать временем торжества планшетников: большая часть из них пока только презентована, но выход многочисленных устройств без клавиатуры - дело нескольких месяцев.

На самом деле не имеет никакого значения, кто именно составит и составит ли вообще конкуренцию Apple - революция уже свершилась и даже следующий шаг вполне очевиден. За планшетниками придут гибкие экраны любого размера и голосовое управление - вся эта фантастика настолько же реальна насколько реален компьютер, умещающийся во внутреннем кармане пиджака.

Но вместе с тем появление новых устройств и развитие мобильного интернета все больше усложняет проблему коммуникативной связанности - мир, как и надеялись теоретики Сети. стал проницаем, скорость информации возросла, и каждый может найти каждого.

Все это так, однако уже появление твиттера и фейсбука фактически за год разрушило монополю кириллического «жж», который долгое время был единственной альтернативой традиционным СМИ. Теперь альтернатив больше, а возможностей для широкой полноценной дискуссии – меньше. Твиттер не предполагает долгих обсуждений, а фейсбук, в отличие от «живого журнала», требует логина и пароля. Вместо новых сред мы получили несколько очень хороших инструментов, которые не работают вовне.

Главной содержательной проблемой 2010-го будет не проблема новых площадок или технических устройств, а универсальный язык, на котором могла бы вестись полемика, в том числе и политическая.

Все это накладывается на медленно развивающуюся историю с «прямой демократией», которую разрабатывают, например, в Великобритании и которая рано или поздно придет на смену демократии представительной. В центре внимания, таким образом, оказываются не граждане, а пользователи, которые объединены не местом проживания или годом рождения, не работой или принадлежностью к нации, а совершенно иными (и постоянно меняющимися) критериями.

Если еще в 2005-м пользователи «живого журнала» были очевидной социальной группой, пусть и постоянно дробящейся, то «пользователи твиттера» – это просто люди, которые ежедневно пишут свои 140 символов по любому срочно возникающему поводу или вообще безо всякого повода. За время существования твиттера, в нем не было ни одной сколь бы то ни было заметной полемики: история с червяком, найденным губернатором Дмитрием Зелениным в кремлевской тарелке, в этом смысле очень показательно. Тверскому губернатору через СМИ прочел отповедь помощник президента Сергей Приходько, на чем история и закончилась.

Выборы 2011-2012-го пока еще – первая проба настоящей работы власти (и политических партий) с новым типом электората: на голосование пользователи пойдут (если вообще пойдут) пока еще как избиратели, по месту прописки. Но сама эта система очевидно будет видоизменяться, и если сейчас вся агитация в регионе N строится во многом вокруг типичных проблем региона N, это не означает, что уже в следующем цикле схему можно повторить.

Пользователь как главный объект избирательной компании – это тоже отчасти «прямая демократия»: вместо устойчивых социальных групп мы получаем просто людей, на мнения и предпочтения которых тоже можно влиять, но делать это  «в лоб» уже не получается и не получится никогда.

И работающей технологии в данном случае тоже не существует, поэтому каждый раз едва ли не под каждого пользователя нужно будет изобретать индивидуальную избирательную кампанию: нечто похожее уже делают маркетологи. У политических игроков других стратегий пока нет: если ты единожды ввел в поисковике запрос «зубная щетка» и указал при регистрации почты место жительства, довольно скоро ты увидишь соответствующую контекстную рекламу, хочешь ты этого или нет.

Продавать пользователю политику пока возможно только так, но и это – всего лишь начало долгого пути срастания человека и Сети, который еще только начинается.

Михаил Бударагин

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".