Статья
26 Сентября 2012 16:04

Delizia!

От суеты рынков средневекового Милана до званых обедов в Ферраре эпохи Ренессанса, от уличных ларьков в переулках Неаполя девятнадцатого века до шумных тратторий послевоенного Рима.

Комментарии экспертов
<p>Книга Джона Дики «Delizia! Эпическая история итальянцев и их еды» немного разочаровывает. Хотя жанр «гастрономического путеводителя, составленного британцем» сравнительно молодой, в нем уже устоялись некоторые требования к качеству материала, которыми неправильно пренебрегать. Например, «Путешествия с вилкой и штопором» Питера Мейла, классический гастрономический травелог, не просто служил целям гуманитарного просвещения обжор, а рекомендовал британцам специфическую манеру поведения и оценки гастрономии во Франции, направленную на максимально безболезненный ценностный переход.</p>
<p>Джон Дики, надо отдать ему должно, также был намерен исследовать взаимосвязь политической истории Италии с историей итальянской кухни. К сожалению, за этим замыслом не стояла некая гипотеза, и поэтому книга у Дики вышла бессистемная, больше похожая на сборник исторических анекдотов, чем на историческое исследование. Разумеется, и такой сборник может быть довольно информативным.</p>
<p>Например, Дики отмечает, что история итальянской кухни - это в первую очередь история итальянских городов. Для англичанина это довольно ценное замечание. Все дело в том, что английская кухня, прежде всего, связывала свое развитие с бытом загородных дворянских поместий, и именно поэтому, когда в XVIII веке молодые англичане ринулись в Италию, они были обескуражены нищетой местной гастрономии - они искали настоящую Италию в голодных и нищих деревнях так, как если бы путешествовали по английской провинции, тучной и хлебосольной. Однако, социальное устройство Италии аккумулировало все материальные и культурные ресурсы в городских стенах. С одной стороны, это позволило итальянцам собрать в одной локальной зоне все богатство довольно большого по площади региона-провинции, а с другой - таких зон в Италии оказалось великое множество.</p>
<p>В этот момент Дики включает внутреннего английского цензора. Для начала достается социальным проблемам Италии. Дики говорит, что одним из ключевых факторов объединения этих региональных гастрономических кластеров стала массовая итальянская эмиграция в Новый Свет. Предположительно, именно там, смешавшись, выходцы из разных итальянских городов собрали в единое целое то, что мы сейчас зовем итальянской кухней, и впоследствии в этом виде она прикочевала в Европу. Этому процессу не помешали даже попытки итальянских фашистов насадить в стране совершенно чуждый культ «деревенской еды» и риса. Но зато после Второй мировой, при поддержке США, итальянская промышленность смогла сделать то, что не смогла ни Савойская династия, ни многочисленные авторы средневековых кулинарных книг, ни Муссолини - накормить голодную страну и укрепить единый стандарт итальянской кухне. Современной нам битве итальянцев за эти высокие стандарты и их конфликту с аутентичностью Дики уделяет последнии страницы книги.</p>
<p>Однако, все эти ценные мысли размазаны очень тонким слоем по почти четыремстам страницам убористого текста без иллюстраций, перемежаемые рассуждением Дики о мрачных страницах истории Италии, которые, если быть честными, по мрачности мало чем отличаются от аналогичных страниц в истории Британии или России. Читать их только ради того, чтобы узнать, что китайцы не учили итальянцев делать пасту, право, не стоит. Проще полистать «Википедию».</p>
<p><strong>Джон Дики, «Delizia! Эпическая история итальянцев и их еды», М.: Вече, 2012 — 400 с.</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".