Статья
1 Марта 2012 11:26

Демарш Киева

Основным трендом недели стала активизация российско-украинского энергетического противостояния. В ответ на обвинение в отборе «голубого топлива» Киев объявил об открытии центра по изучению сланцевого газа. Рост его добычи в США уже спровоцировал структурные изменения на энергетическом рынке.

В результате резкого роста производства газа на американском рынке экспортерам «голубого топлива» пришлось переориентироваться на Европу. Тогда в борьбе за европейских потребителей столкнулись стратегические союзники в лице катарской Qatar Petroleum и российского «Газпром».

В последние годы газовая монополия не конфликтовала с Дохой ввиду отсутствия региональной конкуренции. Катар поставлял сжиженный природный газ (СПГ) в основном на американский рынок, в то время как «Газпром» работал на европейском направлении.

С началом кризиса стратегическое партнерство оказалось под ударом. Увеличение поставок на европейский рынок катарского СПГ уже привело к падению прибыли и доли «Газпрома» на рынке ЕС. Причем, демарш Дохи спровоцировал заморозку ряда сырьевых проектов российской компании и поставил под вопрос экономическую целесообразность реализации транспортных инициатив газовой монополии. Тем не менее, по прогнозам отечественной бизнес-структуры, места на европейском рынке в долгосрочной перспективе хватит для всех, если согласовать экспортные позиции. Потребление в ЕС продолжит расти на фоне восстановления экономики локомотивов региона – Германии и Франции.

Развитие сланцевой технологии на Украине не позволит заменить добычу газа из традиционных источников. Разработка месторождений по данной модели остается достаточно капиталоемкой, экологически опасной и сложной технологией. Ее массовое распространение в среднесрочной перспективе маловероятно.
Демарш Киева призван выбить газовые скидки у Москвы, а не искать реальную альтернативу российским энергоносителям. Последний раз РФ шла на компромисс два года назад. В рамках прошлых договоренностей основная финансовая нагрузка от газовых преференций для Киева легла на российский бюджет за счет отмены экспортной пошлины на «голубое топливо».

Помимо некоторых финансовых преференций, основные достижения апрельских договоренностей находились в политической сфере. Новые предложения Москвы по объединению «Газпрома» и НАК «Нафтогаз Украины» были призваны активизировать экономическую составляющую энергетического сотрудничества.
До последнего времени основной проблемой российско-украинских отношений оставался вопрос транзита. Причем, «Нафтогаз» ввиду своего плачевного финансового положения не мог позволить глубоко модернизировать газотранспортную систему (ГТС), которой в ближайшие несколько лет потребуется более 10 млрд евро. Более того, в случае введения в строй «Газпромом» «Южного потока» необходимость в украинском транзите может отпасть в принципе. О чем на прошлой неделе в очередной раз заявили в «Газпроме». В контексте вышесказанного, доступ к финансовым и аппаратным ресурсам газовой монополии РФ может оказаться для «Нафтогаза» единственной возможностью избежать очередного банкротства.

Дмитрий АБЗАЛОВ, Центр политической конъюнктуры
 


© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".