Статья
25 Марта 2016 10:01

Демократия – с земли, тирания – с Криптона

Зак Снайдер долгое время считался и, возможно, считается до сих пор вторым «автором» после Кристофера Нолана, который делает сложное кино с большими бюджетами. «Возможно» – потому что многие зрители разочаровались в нем после его не самых удачных режиссерских опытов – «Запрещенный прием» и «Человек из стали». Последний многим показался слишком скучным. И в самом деле, намеренно сделать кино про супергероя тяжелым для просмотра – большой риск.

Но правда в том, что Снайдер не боится рисковать. И идет дальше в своих экспериментах в новом фильме «Бэтмен против Супермена: на заре справедливости». Намеренно избегая легкости и юмора, так раздражающего во вселенной «Мстителей», режиссер затрагивает неудобные вопросы политической философии.

Но настолько ли кино про супергероев политическое? Ведь если кому-то нужно снять фильм с ясным политическим высказыванием, то, как правило, именно такое кино и снимают. Например, в «Падении Лондона» отчетливо читается агрессивный внешнеполитический настрой Соединенных Штатов. Но «Бэтмен против Супермена» – не строго политический фильм в том смысле, что в нем затронуты не конкретные политические вопросы, но выявляются общие проблемы политической теории. Однако за всеми перипетиями сюжета эти проблемы, конечно, могут затеряться. И сложно говорить, насколько авторы картины действительно хотели сказать то, что в итоге можно вывести из этого фильма. Грубо говоря, зрителю приходится делать импликации из «политической линии» сюжета.

Итак, что видит зритель? Прежде всего, своеобразное отступление государства. Оно уходит в тень не только в случае волюнтаристского вмешательства супергероев в деятельность органов власти (кто в самом деле должен обеспечивать защиту населения?), но и в случае действия корпораций. Тема не нова: в недавнем римейке «Робокопа» глава большой компании вступает в конфликт с одним из сенаторов из-за того, что желает обеспечить в Соединенных Штатах работу роботов-полицейских, что, надо думать, угрожает государству. В картине Зака Снайдера Лекс Лютер, руководитель корпорации «Lex Corp», испрашивает опять же у сенатора разрешение на то, чтобы ввести в США элемент, с помощью которого можно уничтожить Супермена – но лишь для сдерживания супергероя.

Лютер подчеркивает, что речь идет не столько о национальной безопасности, сколько о межпланетной. Сенатор против этой интенции, потому что понимает, что инструмент защиты – это еще и оружие.

Главный вопрос в том, что движет Лексом Лютером. Из сюжета мы узнаем, что он – сын эмигранта из Германии, который в свою очередь застал «тиранический режим» и каждые выходные выходил на площадь с цветами, чтобы приветствовать тирана. Лютер замечает, что хочет получить оружие, способное уничтожить Супермена, чтобы дети его собеседников не повторили судьбу его отца. Грубо говоря, Лютер опасается, что Супермен никем не контролируется и вполне может стать тираном. Но мы узнаем о Лексе еще две вещи. Во-первых, отец бил его (но все же оставил хорошее наследство), из-за чего Лекс вырос не вполне адаптированным к жизни человеком: очевидно, он социопат. Во-вторых, он мечтает о силе. То есть в прямом смысле этого слова хочет обладать могуществом.

Конечно, мы можем объяснить его нелюбовь к Супермену завистью. Кажется, Супермен – единственное, что может помешать Лютеру обладать могуществом. Однако так ли это на самом деле? Насколько Лютер не прав, если вообще не прав в своих интенциях? Разумеется, он действует недобродетельно, разными способами «подставляя» Супермена. Он не только нанимает «частную охрану» (читай: бандитов), во главе которой, между прочим, находится русский «злодей» Анатолий Князев с очень симпатичным двуглавым орлом, вытатуированным у него на горле. Лютер также похищает и девушку, и приемную мать Супермена, чтобы стравить двух супергероев. Но это все – его средства. Насколько оправдана цель Лютера?

В чем она состоит? Миллиардер и филантроп хочет сдержать и, возможно, уничтожить богоподобное существо, прилетевшее на землю с планеты Криптон. В этом намерения Лекса и Брюса Уэйна/Бэтмена совпадают. Бэтмен уже какое-то время не может терпеть «беспредел», который творит Супермен. Действительно, побочными эффектами благих дел супергероя с Криптона оказываются колоссальные разрушения, а вместе с ними смерти и травмы многих людей. Что, кажется, не так уж и сильно беспокоит самого Супермена. Но главное – Бэтмену было явлено постапокалиптическое будущее, в котором он узрел, что Супермен в самом деле стал тираном и создал целую армию.

Грубо говоря, страхи Лютера оправданы. Другое дело, что он сам желает быть тираном. И здесь следует вернуться к теме слабости государства. Лютер не просто хочет стать тираном, то есть он не просто желает упразднить демократию и заложить тиранию. Как символ и глава корпорации фактически он уничтожит имеющуюся политическую организацию общества – государство. А то, что ему близка тирания, очевидно. В пользу этого свидетельствует его «охрана», состоящая из иноземных наемников – неотъемлемый и важнейший признак тирании, какой она была известна еще Платону, Ксенофонту и Аристотелю. То есть стремление сдерживать Супермена – это тоже средство на пути к той цели, к которой идет Лютер.

Так что политическая угроза, которую воплощает Супермен – это пока что всего лишь угроза демократии, но не государству как таковому. Собственно, недовольство граждан тем, что парень в красном хитоне летает по Метрополису и делает все, что ему вздумается – это демократическое возражение против недемократических действий. Правда, в конце концов мы видим, что современные модели демократии не работают. Когда Супермен соглашается на «демократический диалог» и приходит объясниться с народом и представителями власти, Лютер устраивает взрыв здания. Но Супермен все-таки пока еще действует в рамках.

Хотя здесь возникает иная проблема. У криптонианцев с демократией проблемы. Вспомним, как в первой серии франшизы («Человек из стали») биологический отец Супермена ворвался в зал заседания Совета, управляющего целой планетой, обвинил держателей власти в том, что те принимали неправильные решения, и потребовал у них диктаторских полномочий. Сразу за ним ворвался генерал Зод и куда более бесцеремонно объявил о том, что главным теперь будет он. Но если кто-то подумает, что Совет имеет какое-то отношение к демократии, то это не так. Не вполне ясно, что там они делают на своем Криптоне, но они уже давно отказались от естественного рождения, определяют, какие расы будут первенствовать, а какие нет, а кроме того, запустили планету до такой степени, что она вот-вот взорвется. Здорово придумали. Я всего-навсего хочу сказать, что у Супермена не лучшая наследственность – демократия у него не в крови. И пока что единственное, что ему мешает подавить всех человеков – это его девушка. Случись что с ней – людям не поздоровится.

Напомню также, что в первой части в юные годы Супермен читал «Государство» Платона и познакомился с азами земной мудрости. Хотя к этой теме в дальнейшем не возвращаются явно, мы должны о ней помнить. И если он читал Платона внимательно, кто знает, какие выводы мог сделать наш герой. Конечно, Платон в «Государстве» осуждает тиранию, но и не восхваляет демократию. Править, с точки зрения Платона, должны «лучшие люди», не оглядываясь на мнение толпы.

Еще раз. Лекс Лютер делает так, чтобы демократия осудила супермена, и у него это даже получается. Однако это не означает, что Супермен не является угрозой демократии. В конце концов, не стоит забывать, что подзаголовок фильма «На заре справедливости». И за человеческую справедливость в фильме сражается Бэтмен. В отличие от других героев картины, Брюс Уэйн верит в людей и не считает их природу безнадежно испорченной. Хотя он тоже в какой-то мере действует вне закона, когда решает бороться за справедливость самостоятельно, все же он знает свое место. Вместе с тем, он вступает в борьбу за справедливость тогда, когда государство не справляется со своими обязанностями.

После того, как решение правительства с ракетой, которой предполагалось уничтожить зло, не сработало, вопрос с угрозой человечеству решают супергерои, в то время как государству остается лишь наблюдать за схваткой. Так что хотя и у Бэтмена есть серьезные проблемы (о них еще приведется случай рассказать), охранять демократию и человеческую справедливость, кажется, кроме него, некому. Государство, корпорации, сверхчеловек с чужой планеты – нет, только наследник американских предпринимателей времен ружей, пара и меха, соль от соли этой горькой земли – вот надежда и опора.

Александр Павлов
 специально для «Актуальных комментариев»
____________

Читайте также:
25 Апреля 2016 Украина и Донбасс
На Украине запретили российские сериалы
 На Украине запретили российские сериалы На Украине запрещен показ еще 34 российских фильмов. Такое решение приняло Госагентство по вопросам кино. Перечень вышеупомянутых фильмов был обнародован на сайте ведомства.
22 Апреля 2016 Украина и Донбасс
ОБСЕ нашла на Украине цензуру
 ОБСЕ нашла на Украине цензуру Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) назвала цензурой запрет властей Украины на показ российских фильмов, снятых после 1 января 2014 года. Под ограничение попадали как художественные картины и телесериалы, так и телевизионные передачи.
21 Апреля 2016 Украина и Донбасс
Украинские власти запретили российские фильмы
 Украинские власти запретили российские фильмы Жители Украины не смогут увидеть в эфире местных телеканалов российские фильмы, снятые после 1 января 2014 года. Под запрет попадают как художественные картины и телесериалы, так и телевизионные передачи.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".