Статья
1726 3 июля 2010 0:00

День работников ГИБДД

Госавтоинспекция МВД России отмечает уже 74 день рождения. Она была бразована Советом народных комиссаров СССР в 1936 году для надзора за дорожным движением.

Главными задачами, которые были поставлены перед ней, стали "борьба с авариями и хищническим использованием транспорта, а также наблюдение за подготовкой водительских кадров и учет автопарка". После воссоздания в 1967 году МВД СССР, ГАИ вошла в него в качестве самостоятельной структуры, а в июне 1998 года указом Президента РФ ГАИ была реорганизована в ГИБДД. И только спустя четыре года старая аббревиатура, более привычная для водителей, вновь вернулась в название службы.

Сегодня в состав Госавтоинспекции МВД России входят подразделения технического надзора, дорожной инспекции и организации движения, розыска автомототранспортных средств, пропаганды безопасности дорожного движения, лицензионно-разрешительной деятельности, организационно-аналитические, регистрационно-экзаменационные, контрольно-профилактические. Самое многочисленное подразделение - дорожно-патрульная служба, в ней  работают порядка 70% сотрудников Госавтоинспекции.

Ситуация с аварийностью на российских дорогах по-прежнему остается сложной. Однако сама автоинспекция отмечается, что ей удалось добиться снижения числа аварий. Реализуется Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», главная цель которой - сокращение числа погибших в 1,5 раза по сравнению с 2004 годом. За время действия программы удалось сохранить жизни 8,5 тысячам россиян, которые могли погибнуть в ДТП. С учетом этого фактора Госавтоинспекция выступила с инициативой разработки новой программы, рассчитанной на срок до 2020 года. Это предложение было поддержано руководством страны.

В качестве мер борьбы с аварийностью были ужесточены наказания за такие нарушения ПДД как управление автомобилем в нетрезвом виде, выезд на полосу встречного движения, превышение скорости.

Наиболее уязвимыми на дорогах остаются пешеходы. Большинство дорожных происшествий с их участием связано с отсутствием пешеходных переходов, их освещением, ограждением проезжей части. В минувшем году в стране совершено почти 72 тысячи наездов на пешеходов, что составляет 35,2% от общего числа всех ДТП.

В настоящее время в рядах российской Госавтоинспекции несут службу более 130 тысяч сотрудников, более 70 процентов из них - в дорожно-патрульной службе.

Патрулирование по сути является контролем за тем, что происходит на дороге, как ведут себя участники дорожного движения. Нередко между водителями и сотрудниками ГАИ возникают конфликтные ситуации - водители не хотят ездить по правилам, а инспекторы со своей стороны нередко пользуются служебным положением в личных целях. Такие злоупотребления рождают недоверие общества к милиции вообще, и к автоинспекции в частности. Проблема нуждается в решении, т.к. без адекватного поведения как водителей, так и инспекторов добиться порядка на дорогах невозможно.  

Использованы материалыофициального сайта ГИБДД МВД РФ.

Комментарии экспертов

Разговор о возможном изменении вектора отношений между обществом и милицией - вопрос назревший. То разрушительное действие, которое различные политические и общественные стихии произвели над жителями России, конечно, нельзя недооценивать. Сегодня мы вынуждены бояться тех, на кого, по идее, должны рассчитывать в защите себя, своих детей,
своей жизни.

Общество не предпринимало никаких усилий для контроля за этой ситуацией. Мы как-то молча наблюдали фактически за разложением в рядах наших силовых структур. Но сегодня ситуация дошла до точки невозврата, после которой пути назад нет.

Я абсолютно убеждена, что для того, чтобы изменить отношения между милицией и гражданами, нужно идеологически и глобально изменить задачи, и эти задачи чётко разъяснить сотрудникам МВД. В качестве одной из задач - в довольно размытом виде была защита государства. Но на самом деле они, милиционеры, тот фрагмент государственной машины, который работает на защиту граждан, их объект - не преступник и не государство.

До тех пор, пока этот смысловой контакт между гражданами и милицией не перейдёт в это русло, не изменится ничего. Сегодня милиционер не ставит перед собой задачи помочь обратившемуся гражданину, он не видит никакой необходимости в этом, а гражданин в свою очередь, если с ним так обращаются, не видит никакого смысла в обращении в милицию.

В чём смысл взаимодействие общества и милиции в любой стране? Это совместная борьба с преступностью, это совместное пресечение преступного деяния. У нас в лучшем случае это происходит параллельно гражданам и без их участия, а в худшем случае этого не происходит вовсе. У нас значительное количество случаев, когда потерпевшие жалуются на абсолютное нежелание милиции каким-то образом им содействовать.

Сегодня понимание этого есть в МВД, есть в региональных структурах. Я очень надеюсь, что в ближайшее время эта проблема, непростая к осмыслению нашим государством и обществом, решится. Я думаю, что на сегодняшний день самое главное в изменении и смысла работы, и имиджа МВД заложено в этом. Можно сколько угодно писать хорошие статьи, снимать фильмы, можно встречаться с блогерами и делать всё что угодно, но если рядовой гражданин при обращении в рядовое отделение милиции будет получать отворот-поворот, то никакие пиар-методы эту ситуацию не изменят.

Я думаю, что нужно реалистично смотреть на вещи. Ни о каком примирении сторон не может идти речи, потому что одна сторона (ГИБДД) заинтересована в одном, если брать формальную сторону дела, - следить за соблюдением правил. А у другой стороны (в данном случае это водители, но иногда и пешеходы) свои интересы. Так что здесь конфликт заложен объективно.

Другое дело, что это объективное несовпадение интересов принимает крайние формы. История вопроса всем более-менее известна, поскольку все мы являемся или свидетелями, или иногда, к сожалению, участниками всего этого: здесь и непрофессиональный уровень, и коррумпированность милиции, и, с другой стороны, грубость и нарушение правил водителями и
иногда пешеходами.

Эту проблему можно решать, подходя к её решению с двух сторон. Тем не менее, путь к решению проблемы лежит в изменении поведения именно милиционеров. Не совсем понятно, когда начинают говорить: <<Все виноваты. И те виноваты, и эти виноваты. Все мы часть одного общества>> и т.д. ГИБДД является представителем государства. Они следят за соблюдением правил, они задают тон. Поэтому ключевой стороной отношений являются именно они. И когда они будут меняться, начнёт меняться поведение и других участников, а именно автомобилистом и пешеходов.

Мне лично милиция ничего плохого не делала. Но я неоднократно видел пьяных милиционеров, прямо падающих от того, что они пьяные. Я видел грубость со стороны милиционеров по отношению к другим людям. Я вижу, как они себя ведут: выражение лиц, взгляды, позы, тон разговора с людьми.

Поэтому проблема совершенно реальная. Проблема, которая по большей части появилась в последние 20 лет. Но её основы были заложены ещё в советское время. Всё это много раз обсуждалось. Да, это одно из тех звеньев государства, которое непосредственно соприкасается с гражданами. Да, оно должно быть ориентировано прежде всего на защиту граждан, а не так, как это было прежде - на защиту определённым образом понимаемых государственных интересов и на защиту власти или
использование граждан и возникающих жизненных ситуаций для обогащения.

Это системная проблема, её нужно решать. Я думаю, что если эта проблема не будет решена, доверие к государству как таковому у людей не появится. Я не думаю, что низкий уровень доверия к государству и государственным институтам может существовать долго. У всего есть предел. Слава богу, у нас есть время для того, чтобы это исправить, но не нужно преувеличивать величину этого времени, это время конечно.

Если оно закончится и проблема решена не будет, государство распадётся. С такими проблемами, как отношения граждан и милиции, государство долго существовать не может. Поэтому это - одно из условий выживаемости нашей страны - решение этой проблемы.

 

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".