Статья
8 Февраля 2009 0:01

День российской науки

<p class="MsoNormal">День российской науки учреждён в 1999 году. Он приурочен ко дню основания Российской Академии наук 28 января (8 февраля) 1724 года, учреждённой указом правительствующего сената повелением Петра I.</p>
<p class="MsoNormal">9 февраля Дмитрий Медведев вручит лауреатам президентскую премию для молодых учёных, приуроченную к Дню российской науки. Лауреатами премии стали хирург, доктор медицинских наук, доцент Московской медицинской академии им. Сеченова Евгений Ачкасов (за разработку и внедрение в клиническую практику инновационных методов диагностики и лечения заболеваний поджелудочной железы), доктор геолого-минералогических наук, заведующий кафедрой СПбГУ Сергей Кривовичев (за фундаментальный вклад в развитие структурной минералогии и кристаллохимии материалов), астрофизик, доктор физико-математических наук Михаил Ревнивцев (за результаты научных исследований, вносящих существенный вклад в понимание природы галактических и внегалактических источников рентгеновского излучения) и кандидат физико-математических наук Александр Кузнецов (за крупные научные достижения в области алгебраической геометрии). Каждому из лауреатов будет вручено 2,5 миллиона рублей.</p>
<p>Награда для молодых учёных была учреждена в 2008 году и вручается в 2009 году впервые.</p>
Комментарии экспертов
<p class="a">Внимание государства к науке актуализирует проблему эффективности реформирования Российской академии наук (РАН). Несмотря на заявленные цели реформы, кардинального сдвига в повышении качества исследований и росте научного потенциала РАН фактически не произошло. В большинстве случаев всё свелось к сокращению количества сотрудников при одновременном повышении зарплат для достигнутого оптимизированного штата. Не удалось добиться и активного омоложения кадров из-за катастрофически низкой привлекательности работы в научном секторе.</p>
<p class="a">В системе гуманитарных институтов РАН большинство вновь созданных научно-исследовательских центров (подавляющая часть которых ориентирована на качественно новый уровень исследовательской работы и прямо отвечает целям реформы) испытывает серьезные кадровые трудности и существует фактически на бумаге. А возможности для «наполнения» их сотрудниками ограничены, в силу отсутствия необходимой финансовой базы и желания руководства.</p>
<p>Данные факты свидетельствуют о том, что реформа нуждается, если и не в пересмотре (так как общая линия на повышение эффективности работы Академии и создание новых исследовательских направлений полностью оправдана), то как минимум в некотором «переформатировании», с целью достижения реального соответствия между прилагаемыми государством усилиями и конечным результатом.</p>
<p class="MsoNormal">Что нужно для того, чтобы молодёжь приходила в науку и оставалась в ней? Если говорить коротко - то три вещи. Во-первых, нужна героизация их деятельности. Молодые учёные должны восприниматься как герои своей страны. Тогда наше молодое поколение будет понимать, что и таким образом можно стать успешным, богатым и популярным. Во-вторых – это, конечно, финансирование. И третье – это изменение культуры, изменение отношения общества к науке и к тому, что учёные делают для нашей страны. И общество, и власть, и руководители крупнейших корпораций должны понять, что учёные, особенно молодые учёные – это основной ресурс развития страны. Именно они, а вовсе не нефть и не газ. Это самое важное.</p>
<p class="MsoNormal">Эффективен ли для поддержки науки и инновационной деятельности опыт госкорпораций в высокотехнологичных секторах промышленности? Пока сложно сказать. У нас нет полноценного опыта – у нас есть попытки создать госкорпорации. Сейчас нельзя однозначно сказать, что эти попытки увенчались успехом и что этот опыт следует воспроизводить и дальше. Надо подождать ещё некоторое время. Тем не менее, я считаю, что опыт госкопораций, например, госкорпорации нанотехнологий «Роснано» – это правильный эксперимент. Мы должны найти выход из ситуации, когда старая академическая наука, при всём к ней уважении, перестала отвечать на запросы и вызовы современного глобализированного мира. Мы должны искать новые форматы для того, чтобы учёные, в том числе и молодые, занимались прикладной наукой, были эффективны и конвертировали свои знания в продаваемые по всему миру товары. И попытка создания госкорпораций – это попытка поиска такого формата.</p>
<p class="MsoNormal">В Госкомитете по делам молодёжи ведётся активная работа по поддержке молодых учёных. Во-первых, мы стремимся повысить престиж науки, как я уже сказал, представить молодых учёных как настоящих героев своей страны. То, что произошло на Инновационном конвенте – это первая системная попытка возвысить этих людей в глазах сверстников. Дело даже не в Зворыкинской премии в миллион рублей, которую тогда вручили. Дело именно в том, что молодых учёных показали по телевизору, что президент страны пожал им руку. Таким образом мы сказали - вот новые герои современной России. Во-вторых, у нас есть большая программа стажировок. Мы считаем, что ребята должны ездить на Запад, учиться там, перенимать передовой опыт, который существует сегодня. Они должны быть включены в актуальные научные исследования. Есть ещё ряд локальных программ, но то, о чём я сказал - основное, что хотелось бы отметить.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".