Комментарий
7 Апреля 2015 15:20

Деньги потратят, эффекта не будет

Сергей Хестанов экономистСергей Хестанов

Сергей Хестанов
экономистСергей Хестанов
Агентство стратегических исследований (АСИ) предлагает организовать в России акционерное общество, призванное помочь малому и среднему бизнесу. В новую структуру готовы вложить 80 миллиардов рублей, еще раньше правительство обещало выделить 20 миллиардов на поддержку бизнеса.

Подробнее в материале Большой институт для малого бизнеса

Советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие», экономист Сергей Хестанов прокомментировал «Актуальным комментариям» данную инициативу.

«Я скептически отношусь к созданию подобного института и считаю, что сам путь попытки развития малого бизнеса таким способом не очень конструктивен. Дело в том, что по определению малый бизнес — это небольшие, очень гибкие предприятия, которые очень эффективно, по крайней мере, в большинстве стран подстраиваются под изменения бизнес-среды. Поэтому попытки насадить малый бизнес искусственно, используя те или иные инструменты, не очень эффективны. То есть институт создать можно, деньги будут потрачены, но эффект, скорее всего, достигнут не будет. 

Гораздо правильнее помогать малому бизнесу не созданием отдельных институтов, а снижением регулятивной нагрузки. То есть большая часть сфер малого бизнеса должна быть вообще свободна от регулирования. У нас степень регулирования гораздо выше, чем в большинстве развитых стран.

Читайте также Налоговые послабления для бизнеса

И второе: снизить налоговую нагрузку. Поскольку парадокс — отдельные виды налогов у нас меньше, чем на Западе, допустим, тот же самый НДФЛ, но при этом совокупная налоговая нагрузка, то есть все платежи, которые платит предприятие, наоборот, заметно выше, чем во многих развитых странах. В частности, в Германии совокупная налоговая нагрузка достигает 47%, а у нас 55%.

Лучший способ поддержать малый бизнес — это отменить часть регулирования. Например, на многие виды деятельности в развитых странах лицензии не требуются. Второй способ — уменьшить размер налогов и число их видов. Потому что у нас одна из проблем заключается в том, что технически правильно рассчитать и уплатить налог нелегко. 

Мне кажется, что эти два подхода гораздо эффективнее для помощи малому бизнесу, чем создание любых искусственных институтов.

С одной стороны, да, люди вложили деньги, для многих это единственный источник дохода, но, с другой стороны, такого количества киосков в большинстве стран не наблюдается. Сейчас количество торговых площадей, нормальных стационарных, достаточно велико, и поэтому тенденция к сносу киосков связана не с борьбой с малым бизнесом, а, скорее, с желанием упорядочить торговлю и городскую среду как таковую. 

Читайте также 17 млрд получит малый и средний бизнес от правительства

Если обратить внимание на то, как организован бизнес в большинстве развитых стран, там количество киосков радикально меньше, чем у нас. То есть они там есть, но их меньше, и их точно нет в таком количестве, чтобы они затрудняли проход по тротуару. У нас у того же Павелецкого вокзала киосков явно с избытком. Они занимают часть тротуара и затрудняют движение пешеходов».

Подготовила Екатерина Даньшина
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".