Статья
6 Ноября 2009 0:03

Депутаты обсудили модернизацию

<p>На правительственном часе в Госдуме выступила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина с докладом о правительственных мерах по стимулированию инновационной деятельности.</p>
<p>В частности, она сообщила депутатам, что правительство РФ прорабатывает ряд налоговых инициатив. «Воздействие на инновации нынешней налоговой системы недостаточно. Она должна быть более стимулирующей», - подчеркнула министр. По Набиуллиной, в настоящее время прорабатываются ряд новых инициатив. В том числе, речь идет о сокращении срока амортизации с 10 до 2-5 лет отдельных видов нематериальных активов, важных для технологического, инновационного развития предприятий.</p>
<p>Кроме того, сказала министр, предлагается расширить перечень НИОКР для применения повышающего коэффициента 1,5 при отнесении на затраты.</p>
<p>Также, по словам Э.Набиуллиной, прорабатывается тема освобождения от уплаты налога на имущество в первый год эксплуатации нового энергоэффективного оборудования, «чтобы создать стимулы предприятия для обновления».</p>
<p>Кроме того, по ее словам, речь идет о недопущении роста налоговой нагрузки в результате упразднения ЕСН и перехода на страховые платежи для резидентов технико-внедренческих зон.</p>
<p>Еще одной мерой стимулирования инновационной деятельности правительство видит поддержку региональных экономических зон, придания им федерального статуса.  Когда в федеральном бюджете появятся дополнительные средства, сказала Э.Набиуллина, такие зоны можно было бы поддержать и бюджетными субсидиями.</p>
<p>Накануне спикер верхней палаты Борис Грызлов, анонсируя доклад главы Минэкономразвития поднял тему модернизации экономики.  «Нам необходимо осознать, почему у нас более трети продовольствия импортируется. Это неправильно: Россия всегда была страной, которая экспортировала продовольствие, а не импортировала», - отметил он.</p>
<p>Председатель Госдумы также обратил внимание на то, что половина товаров инновационного характера на потребительском рынке - импортного производства. Это, считает Б.Грызлов, тоже перекос не в пользу России. «Нам необходимо реально изменить структуру нашей экономики», - подчеркнул спикер. Об этом, по его словам, и будет идти речь на «правительственном часе».</p>
<p>Согласно официальным данным, в 2009 году Россия продолжает вывозить товаров больше, чем ввозить в страну. Сальдо внешнеторгового баланса за январь-сентябрь текущего года остается положительным, однако по сравнению с прошлым годом оно сократилось в 2 раза. Сегодня оно составляет 74,9 млрд долл.</p>
<p>Экспорт из РФ за январь-сентябрь составил 206,3 млрд долл (падение на 44,8% к соответствующему периоду прошлого года), импорт - 131,5 млрд долл (падение на 39,8%).</p>
<p>Положительное сальдо торгового баланса в сентябре составило 9,7 млрд долл, снизившись более чем на 15% по сравнению с августом.</p>
<p>Экспорт России, по оценке ЦБ, в сентябре 2009 года составил 27,2 млрд долл (снижение на 37,8% к сентябрю прошлого года, рост на 0,5% - к августу текущего года). Импорт в сентябре 2009 года составил 7,5 млрд долл (снижение на 35,7% к сентябрю прошлого года и рост на 12,1% к августу текущего года).</p>
Комментарии экспертов
<p>В России очень многое сделано для создания инновационной экономики. Сделано самое главное – выработана «Стратегия-2020», которая ставит задачу изменить за 11 лет тип российской экономики. Созданы институты развития инновационной экономики, особые экономические зоны, центры передачи технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки, государственные корпорации. На них направлено более 1 триллиона бюджетных средств.<br />
<br />
Ежегодные расходы государственных исследований и разработок достигли 300 миллиардов рублей. Допустим, относительно США это в четыре раза больше в пропорциях с частным бизнесом, а относительно Японии – в шесть раз больше. Приняты меры по стимулированию потребления инноваций, регламенты, подготовлен к третьему чтению законопроект по энергосбережению, в рамках которого правительством принято решение о введении, начиная с 2011 года, поэтапных ограничений на оборот ламп накаливания и многое другое.<br />
<br />
То есть мы активно запускаем механизмы, связанные с технологическим перевооружением, исходя из технических стандартов. Но понятно, что эти меры, по сути, носят догоняющий характер, потому что даже технические стандарты всегда будут отставать лет на 10-20 от передовых, самых лучших мировых разработок. В целом, разворот этих мер позволит сократить разрыв в технологическом уровне РФ с передовыми странами, который огромен. Производительность труда у нас более чем в два раза ниже, например.<br />
<br />
Кроме сокращения разрыва и огромных мер поддержки, предлагаем постепенно разворачивать инструменты экономики опережающе-инновационного типа. У меня простой вопрос: а в чём главное отличие инновационной экономики от экономики не инновационной? В наличии развитого рынка промышленно-интеллектуальной собственности. Этот рынок должен составлять 15-20% (а лучше 30%) от всех продаж в промышленности.<br />
<br />
Именно в показателях рынка продаж, в отличие от всех других материальных аспектов, мы серьёзно отстаём. Если мы сравним с США, то отставание будет в 100 тысяч раз. В балансе наших предприятий интеллектуальная собственность в 100 раз меньше, чем у предприятий развитых инновационных экономик. Я говорю о различиях, потому что по вопросу материального характера, количества институтов, учёных и инновационных предприятий у нас - более-менее сопоставимые цифры.<br />
<br />
По данным Росимущества, в балансе РФ на начало 2009 года находилась созданная за счёт бюджетных средств интеллектуальная собственность на сумму 5 миллиардов рублей. Для сравнения – в США 5 триллионов долларов. Это чтобы сравнить именно рыночные показатели, а не материального характера. Это, кстати, 5 миллиардов при ежегодных 300 миллиардах бюджетного финансирования НИОКР. Это накопительные 5 миллиардов, включая советский период. В структуре доходов федерального бюджета доходы от использования интеллектуальной собственности составляют микроскопическую долю 0,03%.<br />
<br />
В каждом российском вузе и промышленном институте работают иностранные грантовые фонды, которые скупают и вывозят идеи и капитализируют их (то есть получают доход) в иностранные юрисдикции развитых инновационных государств. Это создаёт почву для «утечки мозгов»: 700 тысяч российских учёных и специалистов работают за рубежом и принимают участие в создании самых передовых мировых разработок.<br />
<br />
Давайте не забывать, насколько высок уровень российских учёных и специалистов, личностей, которые являются основой для всего мирового экономического и технологического прогресса. Это и есть главный резерв России, во много раз более важный, чем нефть и газ.<br />
<br />
Если мы возьмём какой-нибудь типовой институт, допустим, в Германии, то один он, продавая интеллектуальную собственность, зарабатывает на рынке более миллиарда евро. А таких институтов - десятки. Напоминаю, что весь бюджет РАН сопоставим с бюджетом одного такого учреждения.<br />
<br />
Главное, что нас отличает от инновационной экономики  – это системные вопросы, связанные с рынком (а это - Налоговый кодекс). Кроме того, у нас есть барьеры. Например, наши предприятия, покупая за рубежом технологии, не могут их ввезти в Россию в той собственности, как они их покупают, и вынуждены переоценивать в тысячи раз. Вопрос о барьерах, который существует в российской экономической системе, очень актуален.<br />
<br />
Поэтому первым делом нужно устранить барьеры в области оборота интеллектуальной собственности. Второе направление развития и потребления инноваций – это экономические стандарты. Пора переводить НИОКРы в капитальные вложения уже в текущем бюджете.</p>
<p>Главная опасность в условиях развития кризиса - надежда на то, что восстановится цена на нефть, все вернется на круги своя, и все будет по-прежнему. Из доклада министра экономики мы услышали главное: правительство эту опасность осознает, чувствует, и имеет программу действий, каким образом из этой опасности выходить.<br />
<br />
Великий экономический кризис - это, в первую очередь, интеллектуальный вызов, и он требует осмысления. Осмысления проблем, которые встали перед нами, их причин и того, как с ними бороться. Здесь, к сожалению, лозунгами не обойтись. Нужно решать фундаментальные проблемы. И первая проблема, которая возникает, - это соотношение производительности труда и капитализации. Наши собственники и менеджеры предприятий предпринимали последние несколько лет усилия по увеличению капитализации предприятий в ущерб их эффективности. Именно поэтому возникают эти цифры: в НИОКРы государство вкладывает более трех четвертей всех средств, а на долю бизнеса остается менее одной четверти. В любой нормально развивающейся стране это соотношение является обратным.<br />
<br />
Мировой экономический кризис - это шанс для экономики. Прорыв, который должен быть достигнут, должен достигаться за счет институциональных изменений. Нам необходимо говорить не только о том, какое предприятие поддержать, а еще о независимости суда, уважении к частной собственности, создании нормальных условий для функционирования бизнеса. Это все - то, без чего говорить об инновационной экономике бессмысленно. И вот здесь у нас есть серьезные предложения. Стратегия-2020, каким бы жестким ни был кризис, должна выполняться. Не должно быть отступлений от нее.<br />
<br />
Очевидно, что целью налоговой политики является ее фискальная составляющая. Мы должны вспомнить о том, что налоговая политика должна играть очень важную стимулирующую роль. Мы сегодня принимаем важнейшие решения по декриминализации налоговой сферы, по уведомительному порядку возмещения НДС, но все это не сработает, если не будет установлен доверительный климат между гражданами, налогоплательщиками и государством.<br />
<br />
Наша экономическая политика должна основываться на эффективности, в том числе и в социальной сфере. Мы решили важнейшую проблему, выбрали приоритет - поддержку граждан, поддержку тех, кто нуждается. Но, простите, у нас сегодня пенсионная система основана на модели Бисмарка, а эта модель - XIX века. Тогда в Германии был средний возраст в 45 лет, а на пенсию выходили в 70. Очевидно, что если мы сегодня угробим бизнес, то исчезнет та основа, из которой в конце концов платятся пенсии.<br />
Страна готова вместе с правительством бороться с кризисом. Очень бы хотелось, чтобы парламент был услышан правительством, и те меры которые необходимо принять, принял.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".