Статья
2168 2 июля 2010 0:01

Депутаты одобрили «Сколково»

Госдума РФ на пленарном заседании приняла в первом чтении внесенный президентом РФ проект федерального закона «Об инновационном центре "Сколково"».

Законопроект направлен на обеспечение условий для создания и функционирования территориально обособленного комплекса для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов.

Согласно документу, ответственность за создание и поддержание особых условий, формируемых в инновационном центре, будет нести управляющая компания, которая отбирается в соответствии с решением президента РФ. Кроме того, эта управляющая компания вправе создавать дочерние компании и передавать им часть своих функций по реализации проекта.

За управляющей компанией предусмотрено закрепление права собственности на земельные участки, на которых осуществляется строительство инновационного центра. Эти земельные участки также формируются в соответствии с решением президента РФ.

В отношении территории центра предусматривается ускоренный и упрощенный порядок принятия необходимых градостроительных документов. При этом на управляющую компанию возлагается полная ответственность за последствия применения выбранных ею требований.

Для лиц, осуществляющих исследовательскую деятельность в центре «Сколково», предусматривается возможность компенсации расходов по уплате таможенных платежей в связи с ввозом товаров, необходимых для соответствующей деятельности. Также им предоставляется право применять упрощенный порядок ведения бухучета и привлечения иностранных специалистов. Кроме того, лицам, осуществляющим исследовательскую деятельность, предоставляется возможность получения некоторых налоговых льгот.

Проектом федерального закона вводится статус участника проекта «Сколково». Участником проекта может быть признано российское юридическое лицо, созданное исключительно для осуществления исследований или иной деятельности, которая необходима для исследований на территории центра.

Статус участника проекта предоставляется на срок до десяти лет управляющей компанией. Участник проекта, нарушивший установленный в соответствии с законопроектом правила, лишается своего статуса.

Законопроектом регламентируется привлечение иностранной рабочей силы на территории «Сколково». Привлечение высококвалифицированных работников осуществляется в соответствии с действующим законом о правовом положении иностранцев в РФ.

Приглашение остальных иностранных работников будет осуществляться без учета квот, которые ежегодно устанавливает правительство РФ. Разрешение на их привлечение будет выдавать специальное подразделение Федеральной миграционной службы по заявкам управляющей компании «Сколково», полученным от участников проекта.

Законопроектом предусмотрено также создание специальных подразделений органов госвласти, осуществляющих полномочия в сфере внутренних дел миграции, налогового контроля, таможенного дела, предупреждения и тушения пожаров, защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций, защиты прав потребителей и благополучия человека, интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков.

Создание этих подразделений вызвано необходимостью усиления государственного контроля на территории центра в связи с установленными в нем изъятиями из общего правового режима.

Документ в случае его принятия вступит в силу со дня его официального опубликования.

Госдума также в первом чтении приняла законопроект, предусматривающий специальный порядок уплаты налогов лицами, осуществляющими исследовательскую деятельность в инновационном центре «Сколково».

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона «Об инновационном центре "Сколково"» внес в Думу президент РФ Дмитрий Медведев.

Специальным порядком налогообложения предусматривается освобождение участников проекта от налога на прибыль и от НДС в течение 10 лет. Кроме того, предложено освобождение участников от налога на имущество.

Однако налогоплательщик утрачивает все эти права, если общий размер его прибыли превысил 300 млн рублей с начала года, следующего за годом, в котором размер выручки превысил 1 млрд рублей.

Законопроектом предусмотрено освобождение управляющей компании, в собственности которой будут находиться земельные участки, составляющие территорию инновационного центра, и значительная часть расположенного на них имущества, от уплаты в отношении таких объектов земельного налога и налога на имущество организаций.

Президент также предложил снизить до 14% для участников проекта «Сколково» суммарную ставку взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Взносы в Пенсионный фонд России составят 14%, а в Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования они будут нулевыми.

Участники проекта, которые занимаются исследованиями и разработками, а также коммерциализацией результатов, освобождаются от ведения бухгалтерского учета, если размер годовой выручки не превышает 1 млрд рублей. Они обязаны вести учет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством.

Накануне пленарного заседания состоялись масштабные парламентские слушания по «Сколково».

Для запуска нового типа экономики необходимо менять коренным образом все законодательство России. Но сначала нужно отработать этот механизм на конкретных проектах.  По мнению председателя комитета Госдумы по экономполитике и предпринимательству Евгения Федорова, «Сколково - это как раз такой проект, где будет опробован новый тип российской экономической среды и будут приняты соответствующие поправки в законы».

«Сам по себе этот центр - замечательная идея, но очень важно, что он может быть отработан как типовой для создания таких центров у нас в России. Вся необходимая законопроектная база будет подготовлена для того, чтобы тиражировать такие центры», - считает спикер Госдумы Борис Грызлов.

Таких проектов, как «Cколково», в России должно быть много, поддерживает это мнение и  куратор проекта Виктор Вексельберг. «Для масштабов нашей страны одного такого проекта недостаточно. Их надо распространять. Не надо противопоставлять проект с тем, что уже есть. Надо воспринимать проект как следующий шаг развития», - подчеркнул бизнесмен.

Выступивший на слушаниях первый заместитель руководителя администрации президента РФ Владислав Сурков заявил, что закон об иннограде Сколково – это элемент общего подхода. «Сколково станет площадкой для всего технологического процесса в России. Мы учитываем и коммерческую перспективу будущих научных проектов, в связи с этим на одной территории будут работать ученые и бизнесмены», - отметил Владислав Сурков.

По материалам телеканала Вести 24 и агентства Интерфакс.

 

Комментарии экспертов

Особый правовой режим для «Сколково» необходим, потому что для того, чтобы компании участвовали, им что-то надо предложить. Некоторые налоговые послабления в данном случае являются абсолютно оправданными. 

 Действительно, у нас нет опыта построения таких инновационных городов, но на опыте Силиконовой долины можно убедиться, что вырастить такое инновационное поле возможно. Для того, чтобы в него поверили, и предпринимаются меры, которые нашему министру финансов кажутся кошмарными – это и налоговые послабления, с которыми Кудрин очень долго не соглашался (пришлось продавить эту тему), и особый правовой режим. Нужно также чтобы милиция более адекватная, чем в других регионах. Всё это сделано для того, чтобы этот город был удобен для тех людей, которые там будут работать. Главный вопрос – найти достаточное количество энтузиастов.

Я думаю, что бизнес сможет поучаствовать в этих проектах. Это не большая проблема. Я полагаю, что в целом критерий инновационности, который будет поставлен – это будет главный принцип, по которому станут отбирать участников проекта.

Наукограды, оставшиеся еще с советских времен, устарели морально и физически. Их надо омолаживать, «вливать свежую кровь», иначе с такими допотопными «староградами» Россия так и останется сырьевой державой.

Я хоть и не экономист, а социальщик, однако прекрасно отдаю себе отчет: без модернизации, без новых технологий и научных разработок государство не сможет быть социальным. Ведь даже в медицинской промышленности и фармацевтической отрасли мы отстали от Запада на 25-30 лет. И в дальнейшем это отставание будет только усугубляться, если сейчас не принять срочных реанимационных мер.  

Поэтому создание ииновационных центров – это перспективное направление для нашей страны. «Сколково» –не просто осовременная форма наукограда, а настоящий город будущего, инновационная Мекка, где новые технологии обретут свое реальное воплощение. Где инновации работают на модернизацию российской экономики. Где симбиоз бизнеса и науки дает высокотехнологичные плоды. Где создается инкубатор идей, в котором молодые ученые получат возможность развивать свои самые смелые предложения.

Для современной России центр «Сколково» - это, без преувеличения, проект века, катализатор научной сферы, который не просто станет брендом модернизационного развития, а  выведет всю страну на новую орбиту инноваций, позволит ворваться в авангард передовых в технологическом отношении государств.

И конечно же, на первое время (в течении 10 лет) такой научно-исследовательский конгломерат необходимо избавить от уплаты НДС и налога на прибыль, установить пониженные ставки страховых взносов во внебюджетные фонды для участников проекта. Таким образом, «Сколково» получил дополнительный финансовый толчок для роста и развития. Соответствующие поправки сегодня были одобрены в первом чтении, а до конца текущей сессии будут приняты окончательно.

Накануне состоялись парламентские слушания по законодательному обеспечению создания и реализации проекта «Инновационный центр «Сколково» с участием около трехсот представителей всех заинтересованных сторон – науки, бизнеса (в т.ч. иностранного), власти, общественных организаций. Слушания стали хорошей основой публичного и всестороннего обсуждения законопроектов об инновационном центре «Сколково» с общей поддержкой их концепции.

Сколково – это новый вид бизнеса для России, которого в нашей стране как такового пока нет. Этот бизнес – прикладная наука, ориентированная на рыночный заказ, при этом научные идеи и разработки продаются в виде прав на технологии. Российская рыночная экономика пока не использует такой инструментарий как продажа прав на технологии. Нет у нас и промышленности, основанной на них. А ведь это главные составляющие инновационной экономики. Мы должны запустить эти новые для России рыночные инструменты и механизмы. Центр «Сколково» должен стать школой инновационной экономики, фабрикой передовых технологий, основой для постиндустриальной промышленности на базе технологий.

Законопроектами предусмотрены условия для создания и функционирования «Сколково», которые сочетают в себе наиболее передовые решения в сфере градостроительной деятельности, специальные правила взаимодействия между лицами, находящимися на территории центра, а также набор преференций, предоставляемых организациям, осуществляющим исследовательскую деятельность. Соответственно, изменения вносятся в налоговое, бухгалтерское, градостроительное, рекламное и другое законодательство.

Основным лицом, ответственным за создание и поддержание необходимых условий является управляющая компания, которая отбирается в соответствии с решением президента РФ. Проектами предусмотрено закрепление права собственности на соответствующие земельные участки исключительно за управляющей компанией. Дополнительно в отношении территории центра предусматривается упрощенный порядок принятия необходимых градостроительных документов.

Мы понимаем, что для запуска нового типа экономики необходимо менять коренным образом все законодательство России. Но сначала нужно отработать этот механизм на конкретных проектах. «Сколково» - это проект, где будет опробован новый тип российской экономической среды и будут приняты соответствующие поправки в законы.

На примере «Сколково» будут отрабатываться экономические механизмы производства технологий. Дальше эти механизмы будут распространяться для использования во всех научных центрах России. Постепенно все они будут переходить на новые принципы функционирования, т.е. будут производить не услуги, а интеллектуальную собственность.

Создание инновационного центра в Сколково - это беспрецедентная по своим масштабам и последствиям инициатива Президента. Она создает реальную возможность повлиять на развитие страны, информационной деятельности, привести к экономически эффективному конечному результату.

Закон об информационном центре «Сколково» создает уникальную правовую, политическую и хозяйственную возможность для развития инновационной деятельности. Определены, прямо прописаны в законе ее основные направления. Это новейшие технологии в области энергетики, космоса, ядерных технологий, медицины, развития компьютерных технологий. Фактически, все то, что определяет лицо прогресса в современном обществе. Определены практически все параметры, которые создают благоприятные условия для инновационной деятельности, включая изменения в налоговом законодательстве, привлечение иностранных специалистов, возможности получения коммерческого результата.

Для участников работы в инновационной сфере в «Сколково» создаются беспрецедентно льготные налоговые условия. Освобождение от налога на прибыль до того, как ими будет получен соответственный коммерческий результат. Это возможность беспошлинно ввозить оборудование, которое нужно для соответствующих исследований. Освобождение от налога на землю. Значительное снижение выплат в социальные фонды для того, чтобы сконцентрировать ресурсы на собственно инновационной деятельности.

Сейчас создаются политические, правовые и хозяйственные условия для успеха проекта. Это, практически, исключает возможность отрицательного результата. Нужно лишь сделать так, чтобы там появились лучшие «головы» современной России. Чтобы у них были возможности беспрепятственно, в полном соответствии с внесенным законом, который будет поддержан и принят, вести инновационную деятельность. Надеюсь, что в ближайшее время мы сможем увидеть прямую связь законов, которые мы примем, и прогрессом в инновационной сфере.

Этот закон, конечно, потребует определенных затрат - мы устанавливаем беспрецедентные преференции, фактически бесплатно даем для участников проекта ресурсы в виде земли. В этом смысле затраты достаточно велики. Но я не представляю себе дешевого пути инновационного развития, он не существует. Это иллюзия, что сегодня можно создать инновационный продукт, реальные крупные разработки без соответствующих затрат. Другое дело, что нам в этой сфере пора перестать быть альтруистами. Надо понимать, что инновационная деятельность, научные разработки, в которые вкладываются огромные деньги, в том числе и государственные, должны давать в перспективе результат, в том числе и коммерческий. Деньги должны вернуться, но в ином качестве, в качестве новых знаний, прогресса нашей науки и технологий. Это будет успех не только данного проекта, но и страны в целом.

Сам факт проведения накануне слушания в Государственной Думе по «Сколково» - это очень важное политическое событие. Первый шаг к созданию основ инновационной экономики сделан публично и через широкий формат и оповещения, и обсуждения.

То есть это не просто административное решение, не просто решение, обеспеченное хорошими экспертными умами и ресурсами, хорошо выверенное. Это решение ещё и публичное, гласное, открытое для обратной связи, и это принципиально важно.

У представителей власти была возможность ответить на те вопросы, которые появились в связи с данным проектом. У думцев и общественности была возможность задать свои вопросы и получить ответы.

Очень важно, что такой шаг сделан, потому что проект был воспринят в обществе неоднозначно. Одни в нём увидели действительно попытку российского руководства реализовать первоочередные и самые важные задачи, связанные с экономической и технологической модернизацией, а другие увидели лишь имиджевый проект – проще говоря, показуху.

На мой взгляд, слушание показало: уже больше не остаётся никаких сомнений, что «Сколково» - это всерьёз, что президентская власть и правительство всерьёз начинают делать первые шаги по переориентации российской экономики на инновационную основу. В этом очень большая важность этих слушаний. Это всё публично и гласно. Все основные сомнения были озвучены, и на них был получен ответ.

В частности, было объяснено, почему ставка в основном делается на иностранный капитал, на иностранные разработки и иностранных участников. А где, собственно говоря, наши? То объяснение, которое было дано, - это, на мой взгляд, объяснение убедительное, и оно лишний раз удостоверяет серьезность намерений российских властей в связи с этим проектом.

Другое дело, что, совершая первый шаг по запуску «Сколковского проекта», имеет смысл подумать о втором и о третьем шаге. Такие шаги должны последовать, если проекту «Сколково» будет сопутствовать удача, пусть даже и трудная удача. Вторым и третьим шагами должно стать тиражирование сколковского опыта и постепенное подключение российских участников или расширение круга российских участников, подключение к эффекту «Сколково» всё больших сегментов российской экономики и российского интеллектуального и образовательного потенциала.

Во время слушания Вексельбергом были сказаны слова, что одного «Сколково» мало, и у нас в планах постепенное тиражирование этого образца и распространение эффекта «Сколково» вширь. Действительно, невозможно сказать, что важнее – собственно запуск проекта и успех проекта «Сколково» или широкий эффект «Сколково» в российской экономике и обществе. Важно и то, и другое. Но понятно, что второго без первого просто не состоится.
 

Проект в Сколково с самого начала вызвал в обществе (кстати, не только в России) большую дискуссию. В том числе – об этом надо говорить прямо – немало сомнений.

Но критерием истины, как известно, является практика. На сегодня она такова: потенциальные инвесторы проявляют к проекту в Сколково абсолютно реальный интерес. Например, уже есть соглашения с такими грандами высокотехнологичного бизнеса, как Cisco и Nokia.

Важно и то, что стремление к сотрудничеству проявляют корпорации, представляющие самые разные отрасли. Это не только информационные технологии, но и машиностроение (Siemens), фармацевтическая промышленность (Novartis), и другие.

Конечно, это только самое начало пути. Впереди колоссальная работа. И одним из основных критериев ее успешности станет способность «подтянуть» к реализации сколковского проекта не только крупный, но и малый инновационный бизнес. Его доля в России пока совсем невелика, но это исключительно важный сегмент.

Тем не менее, уже имеющиеся наработки позволяют говорить: условия для решения главной задачи – формирования возможностей для коммерциализации технологий – сколковский проект, по-видимому, создает. Так что в поддержке законопроекта сомнений нет.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".