Статья
4046 16 октября 2009 0:02

Депутаты вернулись к работе

Работа Государственной думы постепенно нормализуется. Фракция «Справедливой России» в Госдуме на утреннем собрании большинством голосов решила вернуться в зал пленарных заседаний. Руководитель фракции Николай Левичев отметил, что решение было принято после тех консультаций, которые прошли в Госдуме с руководством нижней палаты и партии. «Фракция «Справедливая Россия» оставляет на совести некоторых руководителей фракции «Единая Россия» их комментарии по поводу того, что случилось в среду в зале Госдумы», - сказал он. Левичев подчеркнул, что это была не согласованная акция, «но это не было и случайным событием, это было минутой правды, которая заставит прислушаться к мнению оппозиции».

В свою очередь, вице-спикер Госдумы от фракции ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что фракция либерал-демократов также возвращается к нормальной работе в нижней палате. При этом он высказался за то, чтобы парламентское большинство с большим вниманием относилось впредь к оппозиции. «Если они «КамАЗ», то не надо три «Запорожца» сбрасывать в кювет», - заметил он. Жириновский сравнил последние события в Госдуме с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, подчеркнув, что на восстановление станции были брошены большие силы со всей страны. «На взрыв демократии у нас нет резервов», - подчеркнул политик.

Фракция КПРФ в полном составе отсутствует на сегодняшнем заседании.

Спикер Госдумы Борис Грызлов проинформировал депутатов, что накануне провел встречу с представителями трех оппозиционных фракций - КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР. Грызлов сообщил, что представители этих трех фракций выдвинули свои требования. «Безусловно, эти предложения будут обсуждены», - отметил спикер. Он также подчеркнул, что «остается принципиально важным участие всех фракций в законодательном процессе Госдумы». «Думаю, мы достигнем этого результата», - сказал Грызлов.

Тему демарша оппозиции продолжил первый заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России», глава думского комитета по труду и социальным вопросам Андрей Исаев: он выразил удовлетворение тем, что фракции ЛДПР и «Справедливая Россия» «вспомнили о своем долге перед избирателями» и вернулись в зал заседаний. «Я приветствую наших коллег, которые вернулись, чтобы продолжить выполнять свой конституционный долг. Надеюсь, что скоро и фракция КПРФ прекратит истерику и также вспомнит о своем долге перед избирателями - представлять их интересы, их точку зрения в законотворческом процессе», - говорится в заявлении первого заместителя секретаря президиума Генсовета партии «Единая Россия» Андрея Исаева, переданном в пятницу в «Интерфакс».

Государственная дума приняла решение пригласить председателя Центральной избирательной комиссии Владимира Чурова отчитаться перед депутатами 23 октября в рамках «правительственного часа».  На этом дополнительном "правительственном часе" глава ЦИК проинформирует депутатов о прошедших 11 октября выборах в законодательные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Госдума приняла во втором чтении президентский законопроект, в соответствии с которым по достижении совершеннолетия гражданин РФ может стать депутатом представительного органа муниципального образования. В соответствии с законопроектом предоставляется право всем гражданам России, достигшим 18 лет, не только участвовать в выборах, но и быть избранными в законодательные органы муниципальных образований.

Сейчас в различных регионах установлена разная возрастная планка для кандидатов в депутаты на местном уровне - где 18, где 21 год. В то же время законопроект предусматривает, что занять пост в качестве выборного должностного лица местного самоуправления гражданин России может только по достижении 21 года. Указанные нормы будут применяться к выборам в представительные органы муниципальных образований, назначенным после дня вступления в силу закона.

Госдума также приняла в третьем чтении внесенный президентом РФ законопроект, направленный на усиление уголовной ответственности за организацию преступного сообщества. Поправками, которые вносятся в УК и УПК РФ, устанавливается, что преступление признается совершенным преступным сообществом, если оно совершено структурированной организованной группой или объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены для совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды.

Повышается низший и высший пределы санкций в виде лишения свободы, соответственно, с семи до 12 лет и с 15 до 20 лет. Повышается также с трех до пяти лет лишение свободы наказание за участие в преступном сообществе; с 10 до 15 лет - за совершение преступных деяний с использованием служебного положения; с 15 до 20 лет увеличивается срок лишения свободы для лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии, так называемых «воров в законе», которые также могут быть лишены свободы пожизненно. Все эти лица должны будут отбыть не менее трех четвертей назначенного им срока наказания, прежде чем у них возникнет право на условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания более мягким видом.

Депутаты также провели через первое чтение изменения в налоговое законодательство. В частности сокращены  возможности привлечения налогоплательщиков к уголовной ответственности за налоговые преступления. Документ внесла в Госдуму группа депутатов во главе со спикером Борисом Грызловым. Цель законопроекта - декриминализация сферы налоговых правоотношений.

По мнению авторов документа, основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах может быть только факт правонарушения, установленный решением налогового органа, вступившим в законную силу. При этом, если лицо в полном объеме выполнило требование налогового органа об уплате недоимки, а также соответствующих пеней и штрафов, то оно не подлежит уголовной ответственности.

Среди документов, принятых в первом чтении,  значится также законопроект, расширяющий возможности для заключения контрактов на службу в вооруженных силах РФ. Соответствующие изменения по инициативе депутатов предложено внести в закон "О воинской обязанности и военной службе". Предложено скорректировать закон таким образом, чтобы предоставить возможность призывникам заключать контракт о военной службе не после шести месяцев пребывания на службе, как в настоящее время, а после трех месяцев.
 

Комментарии экспертов

Реакция двух фракций, ЛДПР и «Справедливой России» - их быстрое движение на попятную, предсказуема. В общем-то, эти фракции, особенно «Справедливая Россия», не позиционировали себя в качестве активных противников президента и премьера. Поэтому когда стало понятно, что это работает на разрушение политического консенсуса, политической стабильности, совпадает с приездом госсекретаря США в Россию и выглядит как некий заказ потусторонних сил на обострение политической обстановки именно в этот момент, люди вменяемые,  и Жириновский и Миронов, дали команду фракциям срочно вернуться.

С одной стороны, расчет был на то, чтобы сыграть на большом скандале, попытаться надавить и расколоть Путина и Медведева, но, с другой стороны, когда этот замысел был разоблачён, у людей просто не оставалось ничего другого. Это был момент истины в том смысле, что надо было определяться, с кем вы: либо вы радикально переходите в стан непримиримой оппозиции, готовой воевать до конца по принципу «пусть разрушится мир, но восторжествует справедливость», либо бы всё-таки вы понимаете, что есть пределы всяким скандалам, что борьба за интересы оппозиции не должна вестись таким образом.

А то, что коммунисты до сих пор не сдвинулись со своей стойки – это понятно, это нормально. У них действительно статус оппозиции если не непримиримой, то, по крайней мере, принципиальной. Поэтому в этой ситуации они держат паузу. Конечно, они тоже вернутся, но они не могут позволить себе вернуться на второй или третий день как ЛДПР или «Справедливая Россия». Они явно потерпят ущерб в глазах своих избирателей.

Неслучайно сейчас вся фракция разъехалась по округам, коммунисты ведут активную работу на территории европейской и уральской России. У них там сильное влияние. Сибирь, Дальний Восток они потеряли. Они неслучайно это делают. Они сейчас будут разъяснять свою позицию, пытаться на этом деле нажиться. Не набрав достаточно много голосов на выборах, они будут пытаться реабилитироваться в глазах избирателей, продолжая этот скандал. Их тактика понятна.
 

Сейчас со стороны оппозиции будут говориться всякого рода нравоучительные слова. Настоящая проблема, которая в каком-то смысле создала условия для этого кризиса – это фактически молчание «Единой России». Выходка оппозиции поначалу имела совершенно разные мотивы у разных участников. Мотив Жириновского – это как всегда медийная эскапада, другие к этому присоединились по разным соображениям. Но всё это стало возможным, и началась эскалация кризиса потому, что партия большинства не разъяснила и не выступила достаточно определённо с достаточно ясным и доказательным заявлением о своей победе и о её подробностях. Из-за этого она фактически ушла в тень и предоставила пустое место для игр оппозиции.

Это место заняли партии меньшинства, которые заполнили собой политическое пространство с абсолютно абсурдным заявлением о парламентском кризисе (парламентский кризис – это роспуск парламента или его недееспособность, а не выход той или иной группы депутатов из зала заседания; это всего лишь нарушение распорядка работы, и не более того) и провокационными заявлениями с требованиями о пересмотре результатов. Провокационными их сделала не столько само абсурдное заявление о пересмотре результатов. Результаты не могут пересматриваться, они могут быть подкорректированы на следующих выборах.

Провокационными их сделало включение президента. Фактически партии меньшинства предложили президенту за спиной партии большинства изменить результаты выборов, предложили абсолютно незаконную и неконституционную процедуру.

Совершенно недопустимо, что всё это время гигантская партия «Единая Россия» фактически молчала, пребывала в какой-то загадочной прострации и уступала место и поле своим противникам и просто людям, которые является противниками конституционного строя, которые в свою очередь использовали эскападу оппозиции для разыгрывания в своих целях.

Моя точка зрения состоит в том, что в самом начале спикер Грызлов в парламенте и глава московского правительства, когда отказались обсуждать результаты выборов, фактически не продемонстрировали силу, а продемонстрировали неуверенность, создали вакуум. И в этом вакуум сперва вторглись умелые медийные провокаторы, вроде В.В. Жириновского, а затем и всякая прочая околополитическая шушера с криками, что у нас парламентский кризис и надо пересматривать избирательное законодательство.

Я думаю, что урок состоит в том, что с одной стороны, надо вести диалог с оппозицией и с партиями меньшинства – не от случая к случаю, не с позиции превосходства, а просто нормальный рабочий диалог. Кстати, лидер партии Владимир Путин говорит о необходимости такого диалога.

Во-вторых, надо разъяснять и самой партии, и её аппарату, и населению страны значение большинства, значения доверия, которое оказал избиратель. Получается, что избиратель, проголосовавший за «Единую Россию», в тот момент, когда она сутки молчала, слушая выступления всех видов оппозиции, почувствовал себя обманутым, почувствовал себя в меньшинстве. Это совершенно недопустимая вещь. В этом смысле правильно решение Грызлова о необходимости разговора о результатах выборов. В центре этого разговора должны находиться факты.

Ещё раз напомню, что оппозиция не предъявила никаких фактов. А пресса, что надо заметить отдельно, не потребовала предъявления фактов нарушений. Она приняла это на веру, и это вопрос уже не к оппозиции, а к российским СМИ: как они позволяют превращать себя в манипулируемых? Журналисты должны были потребовать предъявления фактов, которые оппозиция не предоставила. Готовность прессы к предъявлению бездоказательных формул, если они исходят от кого угодно, только не от власти, сама по себе является печальной. У нас отсутствует журналистика расследований, у нас отсутствует уважение к фактам.

Я думаю, что этот кризис, который никаким образом не парламентский, но скорее кризис диалога, коммуникации, информационный, должен послужить основой для выводов по информационной работе самой партии «Единая Россия», по работе с собственными кадрами, собственным активом, чтобы внести ясность в общественное сознание о том, где факты, а где мифы, и где большинство, а где меньшинство. Никто не смеет диктовать: большинство не должно диктовать меньшинству, но, тем более, меньшинство не должно диктовать большинству.
 

Всем в принципе известно, что полная дееспособность наступает в 18 лет. Вместе с тем, действующее законодательство говорит о том, что у субъектов РФ существует возможность устанавливать возрастные пределы реализации пассивного избирательного права с 18 лет до 21 года. В большинстве субъектов РФ установлена норма, в соответствии с которой депутатами представительских органов власти муниципальных образований могут быть лица с 21 года.

Президент РФ, развивая молодежную политику и стремясь сформировать резерв молодых и инициативных людей, предлагает унифицировать эту норму таким образом, чтобы депутатами муниципальных образований могли быть лица начиная с 18 лет.

Существует разная практика для занятия различных должностей: депутатами муниципальных образований можно становиться с 21 года, судьями - с 25 лет, и так далее. Муниципальные органы власти решают насущные проблемы людей. В то же время, муниципальные образования часто невелики по своей территории и количеству проживающих там граждан. С моей точки зрения, начало такой ранней политической карьеры может быть достаточно интересной школой для молодых политиков.

Госдума рассмотрит в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», в котором говорится об изменении условий привлечения к уголовной ответственности за налоговые правонарушения. Законопроектом предусматривается внесение изменений в Налоговый, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Закон «О милиции». Он направлен на исправление существующего в настоящее время перекоса в сторону уголовного преследования при совершении налоговых правонарушений.

Предлагается увеличить суммы, которые признаются крупным и особо крупным размером неуплаченных налогов в 5 раз для граждан и в 3 раза для организаций.  Также предлагается установить, что человек, впервые привлекаемый к   уголовной ответственности за неуплату налогов, будет освобождаться от уголовной ответственности, если до окончания предварительного расследования по делу он полностью уплатит суммы недоимки и пеней, а также соответствующую сумму  штрафа  в соответствии с Налоговым кодексом.

Налоги должны платить все. Установление предельных сумм означает, что лица, задолжавшие  суммы больше указанных пределов привлекаются к уголовной ответственности, ниже обозначенного предела – только к административной.

Таким образом, законопроект, с одной стороны, наводит «увеличительное стекло» - обращает особое внимание на наиболее крупных неплательщиков, а, с другой стороны, дает им шанс осознать свою вину и исправиться – заплатить налог, штраф и спать спокойно.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".