Статья
10 Декабря 2009 0:01

Десятилетие Союзного государства

<p>В Москве проходит заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства России и Белоруссии. Заседание предварила встреча президентов России и Белоруссии Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко, которая проходила за закрытыми дверями почти 5 часов.</p>
<p>На совещании с президентом Белоруссии Александром Лукашенко принято принципиальное решение, как дальше будет развиваться энергетическое сотрудничество, заявил президент России Дмитрий Медведев на открытии Высшего госсовета Россия-Белоруссия. «Как минимум, оно не создаст затруднения для белорусских партнеров и сделает сотрудничество более современным», - сказал Д.Медведев.<br />
<br />
Президент РФ Дмитрий Медведев выразил уверенность, что во внешней политике будет высокая координация России и Белоруссии. На открытии Высшего совета он сообщил, что на заседании будет рассмотрена программа согласованных действий в области внешней политики на 2010-2011 гг.<br />
<br />
«Я надеюсь, что в этой сфере - как, может быть, нигде - у нас будет особо высокая степень координации. От того, какие позиции занимают наши страны на международной арене, зависит решение многих вопросов, в том числе климат наших отношений», - сказал Д.Медведев.<br />
<br />
Он отметил, что в эти годы степень интеграции стала очень высокой и уровень экономик тоже. Появилась возможность договориться о движении к единому таможенному пространству.<br />
<br />
В свою очередь президент Белоруссии Александр Лукашенко отметил весомый вклад белорусско-российского союза в развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве.<br />
<br />
«Наше движение в союзном строительстве в правильном направлении стимулирует движение наших партнеров в других интеграционных структурах», - сказал А.Лукашенко.<br />
<br />
По его словам, принятые в Минске на Межгосударственном совете ЕврАзЭС решения, в том числе касающиеся создания единого экономического пространства Белоруссии, России и Казахстана, требуют от нас переосмысления подходов к работе органов Союзного государства.<br />
<br />
 Александр Лукашенко считает необходимым поручить Совету министров Союзного государства к следующему заседанию ВГС выработать «конкретные приоритеты в деятельности союзных органов в экономической сфере с целью избежания ненужного дублирования».<br />
<br />
Подводя итоги десятилетней работы по созданию союзного государства, белорусский лидер заявил, что плодотворно развиваются торгово-экономические связи, региональное сотрудничество, эффективно реализуются союзные программы. «Мы тесно сотрудничаем в сфере усиления обороноспособности и безопасности, координируем действия на международной арене», - сказал А.Лукашенко.<br />
<br />
Президент Белоруссии констатировал, что сегодня практически решены вопросы по обеспечению равных прав белорусов в России и россиян в Белоруссии на участие в хозяйственной деятельности, получение образования, медицинской помощи, приобретение недвижимости, трудоустройство, оплату труда, свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.</p>
<p> </p>
Комментарии экспертов
<p>Первоначально проект российско-белорусского союзного государства предполагал наднациональные органы. Прежде всего, он предполагал проведение выборов президента Союзного государства. Тогда окружение Ельцина (да и многие сейчас активные участники нашей либеральной оппозиции) были категорически против этого проекта, под которым, кстати, уже был готов подписаться Лукашенко. У Лукашенко была задача и цель: он действительно надеялся при помощи Союзного государства на выборах прийти к руководству всей России, России и Белоруссии. <br />
<br />
В то же время наднациональные органы были созданы больше для декорации. Поэтому с самого начала не было никакого Союзного государства, но, тем не менее, Договор выстраивал отношения глубинного стратегического, экономического, политического, военного партнёрства. В этом он сыграл громадную роль, потому что благодаря этому белорусы и граждане России получили уникальные возможности для пересечения границ, долгое время работать на территории, регистрировать свои предприятия. Сейчас есть много интеграционных пунктов, которые до сих пор играют громадную роль, но никакого Союзного государства, никакой единой национальной валюты, единого руководства нет. Общий бюджет просто смешной – около миллиарда рублей, для починки железной дороги на протяжении 3-4 километров.</p>
<p>Надо реально видеть и ценить то, что есть. Большую роль сыгрыла интеграция в оборонной области. Благодаря усилиям российских и белорусских военных, мы практически сохранили единую систему ПВО, притом всё-таки граница России проходит не под Смоленском, а по линии Брест. Это имеет громадное военно-стратегическое значение. Надо понимать, что белорусские аэродромы и дороги – это наш громадный резерв на случай военных действий. <br />
<br />
Союзное государство как механизм функционировало 10 лет. Были, конечно, кризисы и по нашей вине, и по вине Лукашенко. Он, конечно, не очень удобный партнёр для переговоров. Были какие-то эмоциональные реакции. Тем не менее, надо понимать, что Лукашенко – это последний лидер Белоруссии, который является сторонником этих отношений, стратегического партнёрства, политической, военной и экономической близости России. Как только придёт к власти или лидер оппозиции, или кто-то из ближайшего окружения Лукашенко, мы будем стоять перед страшным фактом: Белоруссия будет выходить из этих отношений и двигаться на Запад. <br />
<br />
На то есть много причин, в том числе логика истории. Аксиомой трезвости нашего отношения к нашему стратегическому партнёрству является понимание того, что Лукашенко является для нас последним партнёром, который объективно проводит интересы России на этом геополитическом пространстве. Как только Белоруссия освобождается от Лукашенко, она немедленно и в кратчайшие сроки будет принята Евросоюзом. Поэтому мы сегодня стоим перед такой развилкой истории. Партнёрство есть, его надо соблюдать, но как только мы теряем Лукашенко и если мы олучаем лидера оппозиции, ситуация с исторической точки зрения кардинально меняется. <br />
<br />
Проблема выстраивания отношения с Белоруссией - это не только проблема экономики, экономических уступок, это проблема уважения к белорусскому народу. До тех пор, пока мы будем в наших СМИ пренебрежительно называть Лукашенко "батькой" (человека, за которого хоть завтра проголосуют минимум 60% белорусов); пока мы не будем показывать жизнь белорусов, их успехи, достижения; пока мы не научимся относиться к ним как к братскому народу не на словах, а на деле, с уважением относиться к его культуре, истории; пока мы не пустим белорусов и Лукашенко на наше информационное поле – до тех пор никаких перемен не произойдёт, а будет медленный уход на Запад. <br />
<br />
Мы должны понимать, что Запад коренным образом изменил тактику в отношении Белоруссии. Если он раньше дожидался ухода с политической сцены «последнего диктатора Европа», то теперь Запад делает ставку на отход самого Лукашенко от прорусских позиций. Это тоже очень важный фактор, с которым мы должны считаться всерьёз. <br />
<br />
 </p>
<p>На данном этапе, если говорить о ближайших двух месяцах создание Таможенного союза будет самым существенным шагом на пути создания Союзного государства России и Белоруссии. Здесь все аспекты абсолютно важны стратегически - и экономические, и военные. Для России это действительно очень важные стратегические отношения. <br />
<br />
Трудно определить главное достижение десятилетия существования стратегического партнерства. У нас сложилась единая система ПВО, достигнута достаточно сильная экономическая интеграция. Белоруссия является нашим важнейшим политическим партнёром. Таким образом, по всем направлениям есть определённый прогресс, хотя он мог бы быть гораздо больше. <br />
<br />
Что касается зависимости перспектив союза от тех или иных руководителей, то надо сказать, что не бывает политики, не зависящей от персон. Поэтому, конечно, и здесь есть такая зависимость. Но существует определённая константа, а именно то, что Белоруссия говорит по-русски, и большинство белорусов считают Россию и Белоруссию братскими странами и народами, если не одним народом. Эта константа есть. Это самое главное, что поддерживает партнёрство. Если бы этого не было, то не было бы ничего другого.<br />
<br />
 </p>
26 Мая 2016 Общество
Половина госпрограмм признана неэффективной
 Половина госпрограмм признана неэффективной Премьер-министр России Дмитрий Медведев продолжает делать откровенные признания. Несколько дней назад глава правительства в ходе рабочей поездки в Республику Крым заявил, что на индексацию пенсий в бюджете нет денег. Теперь наступила очередь государственных программ.
24 Мая 2016 Общество
Проблема пенсий в Крыму выдумана
 Проблема пенсий в Крыму выдумана В ходе визита премьер-министра России Дмитрия Медведева в Крым жители Феодосии пожаловались главе правительства на маленькие пенсии. Медведев сообщил, что денег пока нет. Власти Крыма подчеркивают, что выплаты на полуострове такие же, как и по всей России.
26 Апреля 2016 Экономика
Медведев не знает, как остановить спад экономики
 Медведев не знает, как остановить спад экономики Ситуация в экономике далека от идеальной, чиновники сообщают об этом постоянно. Темпы роста в целом по российской экономике остаются отрицательными, спад ВВП за первые три месяца текущего года составил 1,4%. Об этом сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на расширенной коллегии Минэкономразвития.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".