Статья
1461 23 июля 2012 16:44

Децентрализация

Важным аспектом отношений между Центром и регионами выступает перераспределение полномочий в целях повышения эффективности работы органов власти разных уровней. Идея децентрализации власти предполагает перераспределение в пользу регионов и муниципалитетов средств госбюджета, выделение субъектам федерации субсидий на развитие.

На данном этапе в регионах сконцентрированы полномочия по развитию социальной сферы, а финансовых средств на это не хватает. Регионам в 2012-2014 годах, по данным Минфина, необходимо изыскать 460-500 миллиардов рублей на повышение заработной платы в сфере образования и 370-400 миллиардов рублей - в сфере здравоохранения, и в случае, если дополнительные доходы не будут найдены, реальную зарплату в социальных секторах ждет стагнация. При этом крупные проекты модернизации, связанные с развитием столь необходимой многим регионам инфраструктуры, по-прежнему предполагается реализовывать за счет федерального Центра.

Содержательный аспект децентрализации уже проработан на федеральном уровне: как сообщил президент в ходе недавнего заседания Госсовета, начиная с будущего года, регионам будут делегированы надзорные полномочия, непосредственно влияющие на инвестиционный климат. Предполагается, что субъекты будут регулировать экологический надзор (за исключением особо опасных объектов), надзор за качеством и безопасностью пищевых продуктов, надзор за соблюдением трудового законодательства, за перевозками пассажиров автотранспортом и пр. Эксперимент начнется с пилотных регионов, на эту роль пока претендуют Москва и Пермский край.

Финансовый же аспект децентрализации по-прежнему вызывает острые дискуссии. Первоочередная задача грядущей реформы межбюджетных отношений состоит в том, чтобы точно определить объемы расходных обязательств Центра и субъектов. Премьер Медведев на заседании Госсовета признал, что в структуре принятого бюджета средства на передачу субъектам всех подлежащих перераспределению полномочий (порядка 1 триллиона рублей) не предусмотрены, задача поиска дополнительных источников финансирования остается на повестке дня. Вместе с тем, и главам субъектов Центр напоминает не только об ответственности за новую компетенцию, но и о необходимости привлечения собственных средств для качественного исполнения передаваемых полномочий.

Позиция федеральных властей обоснована ожиданиями ухудшения мировой экономической конъюнктуры и угрозой возникновения новой волны кризиса: в этих условиях первостепенно поддержание стабильности и обеспечение сбалансированной финансовой политики (сдерживание бюджетных расходов, создание резервов). Однако учитывая, что у большинства субъектов собственных значительных финансовых резервов нет, вопрос о затратах на исполнение новых функций становится весьма острым. В описанной ситуации главы многих субъектов будут вовсе не заинтересованы в том, чтобы получить новые полномочия и, как следствие, новые направления ответственности и расходные обязательства.

Можно прогнозировать, что решение вопроса о финансировании, вызывающего наиболее острые дискуссии, будет компромиссным. По одному из обсуждаемых вариантов, часть передаваемых регионам полномочий будет «делегированными», а часть – «собственными». Для осуществления первых регионы будут получать субвенции из федерального бюджета, соответственно, в этом случае движение финансовых потоков в полной мере будет контролироваться Центром.

 «Собственные» полномочия, в приобретении которых региональные власти заинтересованы в большей степени, расширяют экономическую автономию субъектов и финансируются за счет собственных налоговых источников регионов, которые дополняются федеральными субсидиями. Предложение о введении «единой субвенции» из федерального бюджета, которое лоббировали региональные чиновники, вероятно, будет реализовано. Это не единственный предложенный путь пополнения региональных бюджетов: также активно лоббируется отмена льгот по региональным налогам, которые устанавливаются на федеральном уровне.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".