Статья
1011 7 июля 2011 11:11

Децентрализация управления

Полномочия между центром и регионами должны быть перераспределены таким образом, чтобы каждый из уровней власти нес и политическую, и административную ответственность за благополучие россиян. Об этом заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак на первом совместном заседании двух рабочих групп по вопросу разграничений полномочий между органами госвласти и местным самоуправлением и по вопросам межбюджетным отношений. Одну из групп возглавляет Дмитрий Козак, другую - вице-премьер РФ Александр Хлопонин.

«Задача состоит в том, чтобы создать такую систему управления, которая бы была максимально эффективной, оказывала реальное воздействие на социально-экономическое развитие территорий, чтобы каждый уровень публичной власти нес и политическую, и административную ответственность за результаты работы по развитию территории, по обеспечению надлежащего уровня благополучия наших граждан», - сказал Козак.

По его словам, несмотря на все усилия, которые предпринимались ранее «по определению полномочий органов публичной власти, тем не менее, сложилась не совсем эффективная система разграничения полномочий».

Он привел статистические данные относительно количества чиновников тех на определенных уровнях власти в стране. Так, по его словам, существует 2713 территориальных органов исполнительной власти общей численность больше 550 тыс. человек, в региональных властных структурах трудится порядка 300 чиновников и «чуть побольше» - на муниципальном уровне.

«На содержание территориальных органов (федеральных органов власти) тратится 144 млрд рублей, на региональную власть тратим 87 млрд рублей и 97 млрд рублей - на 24 тыс. муниципалитетов в нашей стране», - сказал Козак.

Кроме того, он отметил, что нагрузка на чиновников, например, территориальных органов власти в регионах распределяется неравномерно и порой бывает слишком большой, отчего страдает эффективность управления.

Ключевая задача - определиться, чем эти органы занимаются, кому они подотчетны, за что они отвечают с точки зрения достижения конечного результата», - сказал Козак.

Он предложил присутствующим членам рабочих групп подготовить соответствующие предложения по разграничению полномочий с тем, чтобы во второй декаде июля - 22 числа - уже приступить к содержательной работе.

После завершения совещания Дмитрий Козак отметил журналистам, что план законотворческой деятельности правительства по разграничению полномочий между уровнями власти в России будет готов к концу года. «Думаю, что мы уложимся во временные рамки, которые заданы распоряжением президента РФ, и к концу года уже будет вполне конкретный план законотворческой деятельности правительства РФ по усовершенствованию и разграничению полномочий», - сказал он.

По его словам, в ходе действий по децентрализации власти и разграничению полномочий, будет сокращаться и количество государственных служащих - это также было ранее обозначено в качестве одной из задач главой государства.

«Эти две задачи должны решаться параллельно, есть решение: 15-20% в течении трех лет мы должны сократить», - сказал Козак.

Он отметил принципиальное совпадение взглядов руководителей двух рабочих групп, которые будут заниматься подготовкой предложений по разграничению полномочий - одной из них руководит сам Дмитрий Козак, а другой - вице-премьер РФ Александр Хлопонин.

«Никаких идеологических разночтений нет, о каких-то деталях неизбежно могут быть дискуссии, это вполне нормально, только в дискуссиях рождается истина», - сказал Козак.

Он заявил, что по итогам первого заседания двух групп достигнута договоренность о том, что к 14 июля субъекты РФ, представители муниципалитетов и исполнительной власти должны представить свое предложение о перераспределении полномочий.

«Речь идет не просто о дележе власти и денег, а о повышении ответственности каждого уровня власти», - сказал Козак.

Как заявил накануне президент РФ Дмитрий Медведев, он ждет от рабочих групп актуальных предложений и взгляда на проблему «с разных углов».

Дмитрий Медведев вчера встретился в Горках сДмитрием Козаком и Александром Хлопониным. Он предложил обсудить, какие шаги планируется предпринять в развитие его поручения «по подготовке предложений, касающихся изменения законодательных и организационных основ» управления в стране.

Медведев отметил, что имеет в виду «идею децентрализации, перераспределения полномочий, передачи [с федерального уровня] части финансовых полномочий, подготовку целого ряда соответствующих законодательных актов». Глава государства напомнил, что идея децентрализации власти впервые прозвучала на его недавней встрече с губернаторами. «Разговор показал, что эта тема губернаторам интересна», - отметил Дмитрий Медведев. По мнению президента, «это - назревшие перемены».

Глава государства подчеркнул, что планирует регулярно совещаться по этим вопросам и с руководителями рабочих групп, и с главами регионов. Он ждет от всех «актуальных и интересных предложений».

Как заявил Козак, 1 июля был утвержден персональный состав двух рабочих групп: в них в равных пропорциях вошли представители федеральной власти, регионов и муниципалитетов. По словам вице-премьера, «поскольку вопросы разграничения полномочий и финансовых обязательств напрямую связаны, предполагается, что две рабочие группы будут работать максимально совместно, для взаимодействия между ними будет создан координационный орган».

Президент со своей стороны подчеркнул, что ждет от рабочих групп не единообразия в подходах, а разных предложений. «Я вам до этого не сказал, но я сознательно выбрал схему, когда аж два вице-премьера это делают. Я понимаю, что вопросы финансового обеспечения полномочий и юридического сопровождения перекрещиваются. Но мне бы хотелось, чтобы вы посмотрели на эти проблемы с разных углов», - подчеркнул глава государства.

Он отметил, что выработка новых подходов к управлению страной «это творческая задача, от решения которой в конечном счете зависит успех курса президента, правительства, целый набор социальных гарантий в регионах, социальное самочувствие людей».

«Мне бы хотелось поэтому, чтобы вы на эту задачу по-разному посмотрели», - подчеркнул он. «Так что вы координируйтесь, но представьте осмысленные предложения, основанные на разных подходах», - попросил Медведев. Он отметил, что «в конечном счете, придется принять единое решение, но хотелось бы, чтобы какие-то подходы между собой поспорили».

Хлопонин сообщил главе государства о том, что к предстоящему заседанию рабочих групп «подготовлены две матрицы - по сегодняшним полномочиям [которыми располагают разные уровни власти] и по налогам». «Мы хотели бы запустить эти матрицы по регионам и собрать весь спектр мнений», - сказал полпред президента, добавив, что рабочие группы будут вместе собираться примерно один раз в месяц.

Козак в свою очередь заверил президента в том, что на данную инициативу «в правительстве смотрят не как на решение какой-то теоретической управленческой проблемы, а как на вопрос, влияющий на качество жизни людей и социально-экономическое развитие всей территории РФ».

Комментарии экспертов

Идея децентрализации полномочий давно витает в воздухе. Можно понять президента, почему он желает этот процесс интенсифицировать. Сейчас складывает ситуация, что даже если лампочка перегорела в подъезде, то жители дома, условно говоря, обращаются лично к президенту. Это, безусловно, не может не раздражать. Столь же непонятно, почему за любые недочеты в деятельности министерства на местах всегда назначают виновным главного министра. Совершенно очевидно, что люди на местах тоже должны работать и нести ответственность.

Децентрализация полномочий обычно рассматривается как передача дополнительных прав, льгот и так далее. Однако, на мой взгляд, нужно говорить не столько о децентрализации полномочий, сколько о перераспределении ответственности.

Ответственность за работу должна распространяться еще и на подчиненных. И в этой связи немаловажным является создание двух рабочих групп, которые должны работать параллельно.

На мой взгляд, важно определить права и ответственность глав муниципалитетов. Если все получат главы регионов, то опять же никакой децентрализации полномочий и распределения ответственности не получится, так как губернаторы назначаются президентом по представлению регионов, и все равно все будут кивать на главу государства. Поэтому немаловажно, чтобы ответственность и полномочия были переданы на муниципальный уровень.

В контексте предвыборной кампании, обсуждение и внедрение механизмов по децентрализации - это, безусловно, серьезный шаг президента Медведева. Все будет зависеть от того, насколько с должным вниманием к нему отнесутся губернаторы и другие представители региональной власти. Понятно, что процесс децентрализации - это длительный процесс, и он охватит, в том числе, и поствыборный период. Но пока непонятно, какой тогда будет расклад.

Что касается того состава людей, к которому обращался с такими предложениями Дмитрий Медведев, то мне сложно понять, зачем нужна децентрализация полномочий, например, Кадырову и Ткачеву, когда все полномочия в целом находятся в их руках. В этой связи, позиция губернаторов будет очень интересной и немаловажной.

И конечно, процесс децентрализации несколько активизирует общество. Люди на местах станут более требовательными к представителям региональных и муниципальных властей.

По отношению децентрализации у меня пока больше вопросов, чем ответов. Скажем, если речь идет о либерализации бюджетных потоков, то должны быть приняты меры по повышению самостоятельности региональных властей и местного самоуправления. Но мы сегодня видим сворачивание местного самоуправления, о чем можно судить по внедрению  поста сити-менеджеров. Мы видим не слишком эффективную систему назначения губернаторов. Поэтому непонятно, что имеется в виду под децентрализующими средствами, и насколько высоким будет качество управленческих кадров, которые будут этим заниматься.

К тому же, из личного общения с региональными лидерами стало ясно, что у них существует опасение, что на них будет возложено выполнение тех или иных функций, но при этом их не обеспечат необходимыми ресурсами.

К тому же, на мой взгляд, существует проблема взаимоотношений донорских и дотационных регионов. Допустим, начинают децентрализацию бюджетных потоков. Как тогда будет, например, удерживать свой высокий уровень бюджетной обеспеченности, например, Чечня или Дагестан, которые у нас все равно останутся дотационными? То есть, возникают проблемы с национальными республиками и их элитами, которые привыкли получать достаточно серьезную поддержку из федерального бюджета. Ответов на обозначенные вопросы я пока не слышал. Надо полагать, рабочие группы представят свое виденье по этой проблематике.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".