Статья
12 Февраля 2009 18:49

Девственность на продажу

На российские экраны выходит документальная картина Виталия Манского «Девственность». Об этом пишет деловая газета «Взгляд». За много лет это первый случай, чтобы отечественный документальный фильм шел в российском прокате: жанр картины, обозначенный как «провокативная шокодрама», подхлестывает интерес. Основные месседжи фильма также были сформулированы образцово: «продажа девственности в Интернете» и «закулисные подробности съемок программы «Дом-2». Столичный кинотеатр «Художественный», где состоялась вчера премьера, был почти целиком заполнен 20-летними людьми – ровно теми, на кого этот фильм и рассчитан.

Сюжет: три провинциалки, не обремененные умом и готовые на все ради славы и денег, едут покорять столицу. Девушка Катя готова продать свою невинность за 3 тысячи долларов – такую «огромную» сумму она ни разу не держала в руках.

Лейтмотив картины – все продается, был бы покупатель. Мегаполис давно уже превратился в мегамаркет, человеческая жизнь – в товар, нематериальное измеряется в деньгах, Москва, «город обмана», как бы это помягче сказать, распахивает врата греха. Современные мефистофели-соблазнители готовы купить девичью невинность за некоторую сумму в долларах. Но если прежде требовалось несколько действий пьесы и максимум бесовских усилий, то сегодня человек сам предлагает товар – достаточно понаблюдать за кастингом программы «Дом-2».

На протяжении всего фильма Манский ищет границу дозволенного – тот предел, ту черту, после которой человек все же остановится и не ступит ни шагу дальше. В самом деле, должна же она быть? И все эти шокирующие кастинги, которые мы видим в фильме, провоцирующие вопросы – всего лишь часть большого эксперимента, верхушка айсберга.

Сергей Кирджали, культуролог, искусствовед:

Нам впервые предлагают посмотреть, как то, что мы уже считаем нормальным и естественным, происходит психологически, как деформируется и разламывается человеческая психика. Это очень сложно, это совершенно в духе Достоевского на новом материале При этом в картине Манского есть одна особенность, которую вряд ли поймут ее молодые зрители.

Молодые зрители картины Манского не поймут этой особенности ровно потому, что они не понимают ее поколенческого, исторического контекста. Мы возможно впервые за всю послевоенную историю России столкнулись с поколением, которое воспитывалось внеморально.

Я бы посоветовал смотреть этот фильм скорее не молодежи, а людям старшего возраста. Смотреть с тем, чтобы несколько отдалиться от своих детей и подростков, взглянуть на них со стороны и увидеть – а что же на самом деле происходит с ними, как формируется, как развивается это внеморальное поколение? На таком материале это, может быть, первый серьезный опыт подобного высказывания, который мне кажется очень важным и очень своевременным.

Александр Молчанов, сценарист:

Безусловно, Виталий Манский снял свой фильм не для того, чтобы привлечь внимание общества к проблеме подростковой проституции. Продажа девственности в его картине - это, скорее, обозначение продажи любви, продажи совести, продажи души. Да, наверное, это ужасно, когда молодые девушки готовы на все ради того, чтобы их показали по телевизору в программе «Дом-2».

Конечно, в советское время такого не было. Конечно, это болячки поколения, воспитанного каналом «ТНТ». Но зато это поколение не понимает, как можно продать лучшего друга за право сидеть в президиуме. Так что за что продавать душу - за президиум или за пятнадцать минут телевизионной славы - не так уж и важно. Не нужно забывать также и о том, что со времен «Фауста» истории о продаже души хорошо продаются. Говорят, «Девственность» уже купил один из телеканалов. Ходовой товар в любые времена.

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".