Статья
2 Октября 2014 20:22

Действовать по-путински: аккуратно

Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков о важнейших задачах Донецкой и Луганской народных республик.

- Сегодня один из важных вопросов в деятельности властей двух республик Новороссии — это уже объявленный, но пока так реально и не начавшийся перевод промышленных предприятий под юрисдикцию ДНР и ЛНР. Как этот перевод может происходить?

- Смена юрисдикции и в обычных условиях процедура довольно сложная. А уж в условиях войны  тем более.

Нормативной базы нет. Верховная Рада приняла внесенный президентом Порошенко закон об особом статусе двух территорий. Тем самым была заложена некая юридическая основа для дальнейшего строительства отношений Украины с Донбассом. Или дальнейшего размежевания. Как кому будет удобно трактовать. Даже базовые трактовки документов у сторон конфликта могут  разниться весьма значительно. К этому следует привыкать. Каких-то более четких правил сосуществования пока не прописано, и не факт, что будет прописано в ближайшее время.

Отсутствует необходимая нормативная база в самих республиках. Ведь они до сих пор не приняли необходимые законы и подзаконные акты, касающиеся налоговой системы, работы казначейства, социальных выплат. Предприятия не могут существовать в таком правовом вакууме. Власти республик можно понять — они воевали и не было времени на решение подобных проблем. Но дальнейшее отсутствие такой базы может быть очень опасным.

Предприятия, находящиеся на территории республик, даже те, которые в основном работали на российский рынок, были не только формально-юридически, но и технологически интегрированы в украинскую экономику. Я уже не говорю об огромном количестве социальных обязательств перед работающими гражданами, которые требуют специального решения.

- Но ведь республикам нужно спешить — им требуется как можно быстрее создавать собственную систему пополнения бюджета.

- Да, но для этого процесса, как и для перевода под юрисдикцию предприятий, самую большую опасность представляет спешка. Пока сделан только первый шаг — республикам удалось добиться права на особые отношения с Россией. Украина признает за ними это право. Специальный пункт об этом есть в минском протоколе 5 сентября. Кроме того, Киев обязался «принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона». Это тоже немаловажное обязательство. Ведь это означает, что будет восстанавливаться инфраструктура.

Делать следующие шаги придется осторожно. Экономика не любит резких движений. Требуется последовательность и аккуратность. Вообще, если вы обратите внимание, «аккуратно» — одно из наиболее часто употребляемых Путиным слов. И если республики хотят, чтобы у них все получилось в сфере государственного строительства, экономики и социальной сферы, то им придется действовать по-путински. Аккуратно.

- Республики уже заявили, что планируют перейти в рублевую зону в течение ближайших месяцев. Можно ли ожидать, что это произойдет до конца текущего года?

- Переход к расчетам в рублях зафиксирован в уже существующих программах развития республик. Однако этот процесс также будет длительным. Ускоренный вариант перехода в рублевую зону, как и вариант перехода к собственной валюте — маловероятны. Переход в рублевую зону следует сначала обсудить с российскими властями, ведь Россия в таком случае берет на себя огромную ответственность. 


- И какая задача в таком случае является наиболее важной?


- Достигнутое с огромным трудом прекращение огня позволяет республикам заняться жизненно необходимым строительством политических и социальных институтов. Что-то частично получалось и раньше. Ведь даже во время войны республикам удавалось находить некоторые средства для ряда социальных выплат для семей жертв и пострадавшим, ветеранам. Сейчас перед ними более серьезная задача — отойти от чрезвычайной схемы и поставить эту работу на системную основу. В условиях приближающейся зимы это может быть наиболее важная часть стратегии выживания.

- Как следует в этой связи оценивать грядущие выборы руководства народных республик?

- Выборы 2 ноября чрезвычайно важны для легитимации республик. Власти Донбасса должны получить полноценный народный мандат. И если Захарченко сможет получить такой мандат, то вряд ли Украина, США или ЕС смогут этот факт игнорировать. Публичные заявления о признании или непризнании в данном случае следует отнести к разряду риторики.

Волеизъявление граждан, даже проведенное в чрезвычайных обстоятельствах, нельзя не учитывать. И Киеву лучше будет как можно быстрее вступить в прямой диалог с лидерами ополчения. А уж после выборов украинские власти будут обязаны это сделать. Ведь если сегодня Киев делает вид, что не знает, кого представляет Захарченко, и что на стороне республик подавляющее большинство — добровольцы из России, то в случае проведения успешных выборов будет ясно, что Захарченко представляет народ Донбасса.

Тем более, что планируемые Киевом 26 октября выборы в Верховную Раду на территориях, контролируемых республиками, проводится не будут, а на оставшихся территориях Донецкой и Луганской областей будут выглядеть как откровенная имитация. Постыдно и неубедительно.

Лина Вискушенко специально для «Актуальных комментариев».

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".