Статья
96 1 Августа 2011 0:26

Дирижабле строй на Долгопрудной

Автор рассказывает не только о конструировании, производстве и испытаниях летательных аппаратов, но и описывает общественную, бытовую жизнь предприятия и посёлка.

Комментарии экспертов

Книга Алексея Белокрыса — одно из самых необычных изданий этого года.

Она посвящена одному году (1934-му) из жизни невероятно романтичного советского проекта — «Дирижаблестроя». По иронии судьбы, также самого бездарно проваленного.

Сейчас, когда «Дирижаблестрой» — это просто скелет бывшего завода с огромной дырой в крыше и мозаичным портретом Ленина на оной же (по свидетельствам очевидцев дырой не поврежденного), странно думать, что город Долгопрудный, в котором живут, конечно, пока не, но уже почти москвичи, обязан своим существованием этой несбывшейся советской мечте.

Про книгу Белокрыса очень соблазнительно рассказывать в ключе апологии Иосифа Сталина. Достаточно почитать выдержи из производственной газеты «Советский дирижаблист» — про украденные буханки хлеба и пьяных сотрудников ОГПУ — как становится понятно, что чистки 37-го были не такой уж плохой идеей. Потом добавить, что разруха и потери ориентиров в Революции и Гражданской войне были похлеще, чем наши 90-е, что в ситуации. Когда «Дирижаблестрой», проект куда более значимый по тем временам, чем наши нацпроекты, заваливался из-за воровства и некомпетентности совсем вопиющих, с которыми пропагандой и посадками ничего вообще нельзя было сделать. Что что-то там ещё... Это все будет, конечно, правдой, но...

Но дирижабль — это ведь не просто средство транспорта, теперь оставшееся только в дизельпанк-романах и на американских футбольных стадионах. Философ Кирилл Мартынов говорил, что дирижабли должны были унести советских людей в коммунизм, в мечту. Но СССР сделал ставку на более утилитарные и перспективные самолеты. Когда началась Великая Отечественная, ставка себя оправдала.

Сами советские воздушные корабли серии «В» были мало похожи на величественные немецкие цеппелины, так что и сейчас-то, в угаре пассеизма сложно представить, что из этой затеи вышло бы что-то путное. А уж тогда, в тридцатых, когда в небо поднялись эскадры величественных ТБ-3 у дирижаблистов вообще не осталось шансов.

Но советским дирижаблистам не везло с самого начала. Им доставались плохие администраторы, плохие строительные материалы, плохое питание, даже к спасению челюскинцев — отличному поводу показать преимущества дирижабля над самолетом — советские дирижаблисты опоздали. Нельзя сказать, что руководители проекта пренебрегали PR в стиле того времени. Напротив. На 8-ое марта 1934 года они даже отправили в полет (не на дирижабле, впрочем, а на сферическом аэростате) двух женщин, которые разбрасывали по пути газеты, а потом написали письмо Крупской. Но погода была облачная, аэростат жители окрестных деревень так и не увидели, над местами он летал глухими, листовки и газеты так никто и не прочел, ну и потом Крупская, это в 1934-ом то году...

В общем, трогательная и романтичная история о мечте, разбившийся о камни бездарности и прогресса.

А. М. Белокрыс, «Дирижаблестрой на Долгопрудной. 1934. Один год из жизни», М.: Паулсен, 2011 — 205 с.

19 Апреля 2018 Новости  Прямое авиасообщение между РФ и США может прекратиться МИД РФ обвинил Вашингтон в намеренном формировании визовой блокады из-за резкого снижения выдачи России американских виз. Это приводит к тому, что представители некоторых профессий сталкиваются с серьезными трудностями в исполнении своих служебных обязанностей. 25 Января 2018 Новости  Итоги визита Путина в Казань Президент России Владимир Путин сегодня посетил Казань, где у него запланирована целая серия мероприятий. Первая часть — авиационная, вторая посвящена Дню российского студенчества.  14 Октября 2016 Главное  Путин одобрил размещение авиации в Сирии Президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации соглашения с Сирией о размещении авиационной группы ВС РФ. Российская авиационная группа размещена на территории САР на аэродроме Хмеймим.

© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".