Дивидендная ловушка «Роснефтегаза»
Правительство РФ в настоящее время пытается решить нетривиальную задачу: обеспечить наполняемость бюджета в условиях нарастающего сокращения доходов. Например, увеличивает размер дивидендов госкомпаний. Как отмечает экономист Михаил Делягин, подобное решение в долгосрочной перспективе негативно скажется на реализации стратегических государственных проектов в сфере ТЭК.
В материале на Lenta.ru эксперт приводит пример компании «Роснефтегаз». «Когда-то, более 10 лет назад, она («Роснефтегаз») использовалась как временный инструмент восстановления контроля государства над «Газпромом», однако по выполнении этой миссии стало понятно, что структура имеет значительный потенциал, и компанию сохранили для решения будущих задач отрасли», — напомнил Делягин историю компании.
«Роснефтегаз» на 100% принадлежит государству в лице Росимущества. В свою очередь, «Роснефтегазу» принадлежат 69,5% акций «Роснефти» и 16,74% «Газпрому,». Будучи крупным акционером двух корпораций, «Роснефтегаз» получает от них соответствующую долю дивидендов и аккумулирует их на депозитах.
Согласно указу главы государства от 2004 года, компания «Роснефтегаз» является стратегической и выполняет функции, обеспечивающие стратегические интересы страны, ее обороноспособность, защиту интересов граждан РФ. Например, в рамках этого указа, как пишет Делягин, увеличена контролируемая государством доля в Каспийском трубопроводном консорциуме (за счет сделки с Оманом).
«Роснефтегаз» призван выполнять исключительно важную функцию — быть мобильным резервом значительных средств, которые при необходимости могут быть брошены на решение ключевых задач без длительной волокиты и безумно усложненных и парализующих почти любой процесс процедур, свойственных финансированию из федерального бюджета», — отметил Делягин, добавив, что президент РФ Путин своим указом «разрешил «Роснефтегазу» инвестировать аккумулируемые им дивиденды «Роснефти» и «Газпрома» в российские топливные компании и участвовать в их докапитализации, чтобы повысить их стоимость перед приватизацией».
Кроме того, средствами «Роснефтегаза» обеспечиваются энергетическая безопасность Калининградской области, где его силами осуществляется строительство второй очереди Калининградской ТЭС, а также проект судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае.
«Характерно, что недавно вынужденная покинуть пост главы Росимущества Ольга Дергунова возражала не только против заведомо бессмысленной приватизации правительством Медведева крупных пакетов успешных госкомпаний, но и против «раскулачивания» «Роснефтегаза», вероятно, понимая как опытный управленец, необходимость для государства иметь мобильный стратегический резерв средств, — продолжил эксперт. — Однако с ее уходом ситуация резко поменялась — либеральное правительство Медведева решило изъять в федеральный бюджет значительную часть средств «Роснефтегаза», повысив долю его прибыли, перечисляемую на дивиденды (то есть в бюджет) до 50%».
По словам Делягина, получается, что кабмин игнорирует специфический характер и функции «Роснефтегаза»: «Фактически же это решение ограничивает пространство для маневра в системообразующей отрасли, так как обескровливает ключевой инструмент реализации стратегических задач. Более того, это ограничение гибкости и мобильности всего государства, лишаемого возможности быстро и оперативно реагировать на существенные изменения ситуации».
Экономист считает, что дополнительная дивидендная нагрузка может нанести ощутимый удар по отечественному топливно-энергетическому комплексу, который нуждается в «длинных деньгах». «В краткосрочной перспективе такой удар по стратегу может быть не столь очевиден, но проблема в том, что ТЭК — отрасль с самыми длительными инвестиционными циклами. Именно поэтому сейчас еще «живы» дорогостоящие проекты — вкладывались в них еще при высокой нефти. Потому урон от допнагрузки на «Роснефтегаз» будет иметь долгосрочные последствия и уже не только для отдельного сегмента — всей экономики», — сделал вывод Делягин.
Стоит отметить, что у правительства кроме «Роснефтегаза» имеется в наличии широкий перечень госкорпораций, увеличение дивидендных выплат которых не окажет негативного воздействия на выполнение и государственных, и их собственных профильных задач.
Так, за 2015 год «Роснефть», «Газпром», «Башнефть», «Транснефть» и «РЖД» перечислили налогов в бюджет в общей сложности 4042 млрд руб. Более половины из этой суммы (57%) приходится на «Роснефть». Таким образом, если учитывать принцип равных условий ведения бизнеса, у правительства есть серьезные резервы для пополнения доходной части бюджета.
Автор: Павел Жданкин