Сказано
15 Октября 2008 16:08

Дмитрий Медведев 

Комментарии экспертов
<p>Президент высказал идею о том, чтобы привлекать к работе в средней школе не только выпускников собственно педагогических вузов, так сказать, профессиональных педагогов, но и вообще выпускников всех остальных вузов, людей образованных… Есть несколько причин для выдвижения такой идеи. </p>
<p>Пока что есть большие проблемы с ситуацией с подготовкой квалифицированных специалистов по различным предметам в собственно педагогических вузах, потому что одно дело готовить, скажем, историка как историка-профессионала, другое дело – историка чётко для преподавания в школе. Мне кажется, что до сих пор здесь нет окончательной ясности ни в методике, ни в содержательности подготовки специалистов для школы. С одной стороны, есть традиция подготовки для советских школ, где роль учителя была однозначна и понятна, и сегодня эта традиция уже совершенно не работает. Для того, чтобы каким-то образом стимулировать изменение самой педагогической среды, конечно, очень важно и полезно привлечь туда людей вроде бы неподготовленных для собственно педагогического процесса, но зато обладающих каким-то багажом нетривиальных знаний, людей, которые просто являются специалистами в своих областях, и людей, которые способны привнести в школьный педагогический процесс не рутину (в таком обычном смысле, когда всё положено делать по каким-то справкам, по каким-то нормам и т.д.), а некую живую жизнь. Эта идея очень хорошая. Мне кажется, что всегда всякая новизна приходит за счет того, что кто-то со стороны смотрит на вроде бы знакомый процесс и появляются действительно новые качества.  </p>
<p>Так что это - хороший ход. Действительно, множество людей, окончивших наши вузы и даже не думавших о профессии педагога, на самом деле латентно являются хорошими преподавателями, ведь, в конце концов, педагогика – это искусство общения и умение передать свои знания, если они есть (ещё очень важный фактор). И почему бы не пойти на этот шаг? У нас очень много специалистов с дипломом высшего гуманитарного, социального образования, ведь наше общество очень образованное. Эти люди сейчас (особенно гуманитарщики) рассованы бог знает где (у нас же кризис в этой области). Поэтому, действительно, специалисты-историки, филологи, которые подрабатывают не по профессии, если вдруг удастся их привлечь в школу, активизировать капитал их знаний и профессионализм и сориентировать именно на то, чтобы они делились этими знаниями с учениками в средней школе, мне кажется, мы можем получить дополнительный мощный эффект. Но одного этого шага - просто звать в школу, - конечно, недостаточно. Нужно создавать условия.</p>
<p>Нужно менять материальное положение учителей. Учителя - люди скромные, в общем, но когда беседуешь долго и от предмета конкретного, скажем (поскольку я автор учебника по обществознанию), от предмета по обществознанию переходишь на общие вещи, то, конечно, всплывает этот вопрос, что зарплата в регионе России у учителя истории и обществознания (а это - центральный социально-гуманитарный предмет) составляет четыре-шесть тысяч рублей. И ещё при этом по внутренней квалификации труд учителя в этой области ставится ниже учителя математики. Ясно, что такие вещи никого не привлекут. Так что, первое – существенная прибавка, второе – повышение статуса.  </p>
<p>Я думаю, что нам надо ориентироваться на опыт в ФРГ, где учитель – это государственный служащий. Я понимаю, что по тому раскладу, который у нас есть по отношению к госслужбе и т.д., по всему этому набору документов, которые сейчас обеспечивают этот статус, это совершенно, казалось бы, нереальное и революционное предложение. Но мне кажется, что надо всё-таки ориентироваться на успешные страны, которые продемонстрировали, что, действительно, когда мы повышаем статус учителя до уровня государственного служащего (а у нас школы ведь государственные), то это очень влияет, потому что оценка учителя в обществе повышается, пакет социальных гарантий улучшается и общий престиж и как бы моральное самочувствие учителя серьёзно повышаются. Очень важный фактор – с каким самочувствием учитель идёт в класс. Поэтому этот интеллект новых, привлечённых, не имеющих специального педагогического образования профессионалов плюс глубокая структурная реформа в смысле материального обеспечения и изменения статуса – мне кажется, это ключ к тому, чтобы что-то серьёзное в нашей школе (в средней, по крайней мере) изменилось.</p>
<p>Я думаю, что и люди, которые действительно имеют профессиональную подготовку в области права и при этом являются практикующими юристами, люди с опытом смогут стать хорошими педагогами. Потому что очень важно, чтобы знания в школе преподавались не в отрыве от того, что реально происходит – это ещё один большой недостаток тех предметов социально-гуманитарного курса, который преподают сейчас. Они как бы делаются по формату "науки вообще", ни для кого и для никогда. Очень важно, чтобы все научные знания подавались бы ребятам (учитывая особенно возраст  и способность воспринимать эти вещи) исходя из реальной практики (в том числе, нашей страны) в области права, социологии, экономики и в других гуманитарных отраслях. Так что я полагаю, что опыт людей с таким профессиональным образованием и с профессиональной деятельностью в избранной специальности сильно бы пригодился. Но встает вопрос, как завлечь в школу практикующего юриста, получающего очень приличные деньги? Преподавание - это ведь своеобразная жертва. По крайней мере, сегодня. То есть ни статус, ни материальное обеспечение здесь несопоставимы.</p>
<p>Поэтому идея Медведева мне очень нравится, и, мне кажется, что это на самом деле инновационный ход и он может что-то изменить. Но, повторяю, для этого требуется глубокое инфраструктурное обеспечение. Если в Министерстве образования и науки эту идея воспримут и начнут её реализовывать, то перечисленные мной факторы должны быть первоочередными. </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".